АДОРÁЦИЯ
(лат. adoration - моление) - жест, означающий молитвенное обращение к Богу:
фронтально раскрытые ладони в иконографии Богоматери Оранты, мучеников и преподобных.
У Оранты ладони на уровне плеч, у мучеников и преподобных - на уровне груди.
Иногда фронтально раскрыта ладонь левой руки на уровни груди,
в правой руке изображен крест или иной атрибут.
АНАЛÓЙ
(от греч. analogeion - подставка для книг) - православных церквах высокая подставка,
на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест.
ДÉИСУС
(или дeисис (греч. моление, прошение) - икона или группа икон,
имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Вседержителя),
а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя,
представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.
Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр.
Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва,
заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.
КИÓТ
или кивот (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек
или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
КОВЧÉГ (древнерус. ящик, ларь) - углубление в иконной доске,
на которой пишется изображение (на фрагменте иконы - нижний левый угол).
КЛЕЙМÓ
- маленькая иконографическая картинка со сценами жития святого или истории иконы.
(икона с 12-ю клеймами)
ЛЕВКÁС
(греч. leukos - белый) - в иконописи название грунта.
Иконный левкас состоит из белого порошка мела или гипса, которые предварительно
отмучивают в воде для того, чтобы избавить левкаса от примеси песка.
Порошок соединяют с теплым раствором коллагенового клея (мездрового, осетрового),
левкас. наносится постепенно, многослойно на проклеенную поверхность доски.
Под левкас полагается наклеивать паволоку. Поверхность тщательно выравнивают и шлифуют.
ЛИТОГРÁФИЯ - один из старых способов печатания с плоской поверхности камня,
на которой сделан рисунок.
(литографический камень)
МАНДÓРЛА (итал. миндалина) - в иконописи особая форма нимба,
вытянутое в вертикальном направлении (сияние овальной формы),
внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества,
и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно
воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ
пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя
Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего,
Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста
Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца,
на объятиях Своих, и рекшей: "Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради,
да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу,
сердце и ум раба твоего (имя рек), и руки его направи, во еже безгрешно и
изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою,
ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем,
духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание
относящим к Первообразу. Избави же его от всякаго диавольского наваждения,
егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея,
святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.
ОКЛÁД - накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя,
прикрывающее отдельные части или всю поверхность живописи, кроме лица, рук и ног.
(Казанская икона Божьей Матери с окладом)
ТÉМПЕРА (итал. tempera) — краски, связующим веществом которых служат эмульсии —
натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные
(высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры), а также живопись ими.
Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных
красок были основным материалом станковой живописи. Темпера по левкасу на деревянной
основе с использованием натуральных пигментов— традиционная техника иконописи.
По влажной штукатурке(извести) темперой с древнейших времен пишется фреска.
ФРЯЖСКИЙ (прил. устар.) - 1. То же, что: французский. 2. То же, что: чужеземный, иностранный.
Фряжское письмо - стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием
западноевропейской живописи.
(Виленская-Остробрамская икона Божией Матери).