Главная
Молодежный форум
Православные знакомства
Поиск друзей по интересам
Молодежный чат
Клуб 'Чайка'
Содружество 'Фавор'
Молодежные организации
Интерактивное обучение
Молодежный портал » Интерактивное обучение » Уроки » Иконопись. Урок 1 »
 
Цели урока
 
Введение
 
Типы икон по посвящению
 
Типы икон по назначению
 
Типы икон Спасителя
 
Типы икон Спасителя. Тест
 
Типы богородичных икон
 
Типы богородичных икон. Тест
 
Иконописные школы
 
Иконописные школы. Тест
 
Способы изготовления икон
 
Технология изготовления иконы
 
Устройство иконы
 
Устройство иконы. Тест
 
Заключительный экзамен
 
Конец урока
 
Глоссарий





Рейтинг@Mail.ru Каталог Православное Христианство.Ру

Иконопись. Урок 1. Глоссарий



Глоссарий по иконографии

Глоссарий по иконографии

АДОРÁЦИЯ (лат. adoration - моление) - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: фронтально раскрытые ладони в иконографии Богоматери Оранты, мучеников и преподобных. У Оранты ладони на уровне плеч, у мучеников и преподобных - на уровне груди. Иногда фронтально раскрыта ладонь левой руки на уровни груди, в правой руке изображен крест или иной атрибут.

АНАЛÓЙ (от греч. analogeion - подставка для книг) - православных церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест.

ДÉИСУС (или дeисис (греч. моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Вседержителя), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

КИÓТ или кивот (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

КОВЧÉГ (древнерус. ящик, ларь) - углубление в иконной доске, на которой пишется изображение (на фрагменте иконы - нижний левый угол).

КЛЕЙМÓ - маленькая иконографическая картинка со сценами жития святого или истории иконы. (икона с 12-ю клеймами)


ЛЕВКÁС (греч. leukos - белый) - в иконописи название грунта. Иконный левкас состоит из белого порошка мела или гипса, которые предварительно отмучивают в воде для того, чтобы избавить левкаса от примеси песка. Порошок соединяют с теплым раствором коллагенового клея (мездрового, осетрового), левкас. наносится постепенно, многослойно на проклеенную поверхность доски. Под левкас полагается наклеивать паволоку. Поверхность тщательно выравнивают и шлифуют.

ЛИТОГРÁФИЯ - один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок. (литографический камень)

МАНДÓРЛА (итал. миндалина) - в иконописи особая форма нимба, вытянутое в вертикальном направлении (сияние овальной формы), внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.

МОЛИТВА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИКОНОПИСАНИЯ

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: "Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего (имя рек), и руки его направи, во еже безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякаго диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.

ОКЛÁД - накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя, прикрывающее отдельные части или всю поверхность живописи, кроме лица, рук и ног. (Казанская икона Божьей Матери с окладом)

ПÁВОЛОКА - ткань клеящаяся на поверхность доски.

ТÉМПЕРА (итал. tempera) — краски, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры), а также живопись ими. Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок были основным материалом станковой живописи. Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов— традиционная техника иконописи. По влажной штукатурке(извести) темперой с древнейших времен пишется фреска.

ФРЯЖСКИЙ (прил. устар.) - 1. То же, что: французский. 2. То же, что: чужеземный, иностранный. Фряжское письмо - стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.
(Виленская-Остробрамская икона Божией Матери).

Сделать стартовой | Добавить в избранное карта сайта
  сайт сделан на 3Dcms © Православный молодежный портал "Чайка"