Минимум, максимум... перед Богом мы все нули без палочки, с бесконечностью какое число не сравнивай, результат один и тот же.
Подвиг - штука мало того что суб’ективная, так еще и относительная. Сегодня подвиг выжать 70 килограмм, через неделю - восемьдесят, а через месяц тренировок и сотня по плечу.:)
Имхо, в семейной жизни перманентные подвижники это усыновители. Но их мало, успешных и того меньше.
Я вот даже представить себе не могу усыновление, хоть и знаком с усыновителями. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
Бесплодные пары могут брать сирот на попечение, например.
И тем самым реализовывать часть своего бескрайнего потенциала.
Который в ином случае имеет выхлоп в виде свитого гнезда, некоторого количества перемен автомобилей, котов, платьев, Турции с Египтом все включено и прочая и прочая и прочая. Что кагбэ символизирует всю многогранную глубину оного потенциала.
Какой странный неожиданный наезд. _________________ "Час от часу не легче!" - вздохнула Роза и сошла с весов.
А нужна ли она - эта самая педагогика? Помниться, как-то некий Барон вполне убедительно рассуждал о том, что педагогика - это не наука, и вообще непонятно что такое...
Цитата:
Монашеская есть, а мирской нет. Совсем нет. Даже канонизированных образцов нет.
Здесь - все логично.
Монашество - неестественно. В идеале - сверхъестественно, в реальности, и достаточно часто бывает противоестественным. Но "не хорошо быть человеку одному" (Быт 2. 18), не естественно.
Так вот, для того, чтобы "не сбиться с курса" - монаха надо воспитывать "в системе". И тут нужна педагогика, нужны образцы для подражания, нужны идеалы. А если учесть, что на протяжении веков монастыри выполняли роль очагов грамотности и книжности - то не стоит удивляться тому, что в книжках написано о сверхъестественном монашеском подвижничестве.
Что касается мирян, то до середины 20 века основная масса мирян - сельские жители, крестьяне. А крестьянская педагогика - не книжная, а устная.
Приведу пример: летом в деревне главное дело - сенокос. Так вот, мне довелось научиться всему, кроме косьбы косой-литовкой. Потому что на покос детей начинали брать лет с семи, и как раз к моему семилетию мы переехали в село, где литовкой уже не косили: покосы выкашивались тракторными косилками. А нам только оставалось подсохшее сено ворошить в валках, собирать в копны и метать в стога.
... Когда в конце 90-х мы с матушкой завели коз - я купил косу-литовку, но чтобы привести ее в порядок, мне пришлось искать умельцев. А нормально косить, но, например, не рубить траву, я начал только на следующий год. Методом проб и ошибок. И, предполагаю, что до сего дня нет написанной инструкции, как пользоваться косой.
А для моего старшего брата косьба - не проблема. Потому что он, со своих семи лет уже вовсю выкашивал покосы. И как держать древко косы, как двигаться. как опираться - ему это все показал отец.
Также и в делах церковности: вера и благочестие в деревне передавались устно. Без книг. Свои подвижники и праведники были в каждом селе. И, вполне полагаю, что их мера святости, может и превосходила меру тех, кто официально причислен к лику святых, но "некнижность и незнатность" свою роль сыграли.
Кстати, рассуждения на эту тему есть в книги мтр. Вениамина (Федченкова) "На рубеже двух эпох", которую рекомендую Вам, Антон. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
А для чего заключается брак, позвольте Вас спросить.
Для того чтобы нового человека в мир ввести. Например.
Все прочее это аперитив, а не основное блюдо.
Не согласен.
Действительно, еще при творении человека Бог дает ему благословение "плодиться, размножаться и наполнять землю и владычествовать ею", но причиной творения второго человека становится одиночество первого. Причем, это одиночество рассматривается, как "не добро".
Брак заключается, семья создается для любви. Другое дело, что сейчас"любовью" многие называют то, что ей не является, но тем не менее...
А деторождение - это как раз "сопутствующий продукт" семейной жизни и плод самой начальной ступеньки на пути восхождения к любви настоящей.
Кстати, снова да ладом, почему нет церковной (святоотеческой) литературы о семейной жизни? Причина не только в том, что те, кто писал эту литературы сами не знали семью - уже в наше время, как-то один игумен написал весьма разумную статью об интимной стороне семейной жизни. Причина в том, что семья, несмотря на свое райское происхождение - явление временное. Это же только в сказках - "жили долго и счастливо и умерли в один день". В семье ты постоянно меняешься. А Церковь учит нас быть вечными. Монахам в этом отношении - проще. Они - одни. А у нас - жены, дети. внуки.... _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Да и каких доказательств можно ждать от толстого Барона, снедаемого чревоугодием и сребролюбием? Даже равняться не на кого, одни монахи на иконах.
М-дяяя... Пичалька. Канонизировать толстого Барона, да еще чревоугодника и сребролюбца - действительно не получиться (*деревенский поп озадаченно чешет лысину*)...
Но я почему-то думаю, что раб Божий Антоний, который неоднократно проявлял себя, как человек отзывчивый и неравнодушный, а еще обладающий массой неявленых добродетелей - может быть и вполне будет достоин канонизации. Особенно, если с Божией помощью, победит свои чревоугодие, сребролюбие и прочие грехи и пороки, от которых и сам, даже в этой жизни страдает....
А уж если не замахиваться на канонизацию и причисление ко вселенским святым - то хотя бы для одного-двух человечков, может, и станет тем "правофланговым", равняясь на которого они придут ко Христу. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
А уж если не замахиваться на канонизацию и причисление ко вселенским святым - то хотя бы для одного-двух человечков, может, и станет тем "правофланговым", равняясь на которого они придут ко Христу.
Вот! Именно так и случилось в моей жизни. Личный пример: я увидела Христа в обычном человеке и полюбила Православие! _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
О. Георгий, устное предание хорошо для сохранения и передачи простых навыков, вроде той же косьбы.
Применительно к веро- и нравоучению оно не работает: Ваш же пример о троице Богородицы, Иисуса Христа и свт. Николая Мирликийского. Это, конечно, трогательно, но к христианству никакого отношения не имеет.
Результат известен: в трудные времена все это традиционное благочестие как корова языком слизывает, что в поздневизантийские, что в советские периоды. А ведь у каждого обязательно случаются и личные османо-большевистские нашествия...
Поэтому нужны образцы, знамена, чужой личный, но педагогически достоверный опыт. А его нет. Есть только монашеский, причем едва применимый даже к современному монашеству.
И ведь действительно, принял имярек обеты, и сразу «отец», учитель. Или даже рясофор, без обетов. Но отец. Ряса делает учителя?
А вот насчет смысла семьи я полностью с Вами согласен. Семья для любви. Не картонной, а человеческой, трудной, через пот и кровь. Через Крест. Вовсе не для удовольствия «перепихнуться». Супруг(а) это зеркало, в котором видишь себя. И Христа, сквозь тусклое стекло человеческого естества.
Имхо, главная педагогическая проблема для мирян это отсутствие позитивной мотивации мирян в Церкви. Монахи все пугают адом, чертями, придумали даже какую-то сатанинскую налоговую инспекцию под названием «мытарства».
В миру это работает противоположным образом: Иисус Христос воспринимается как грозный начальник всего этого безобразия. Происходит «ваализация» Христа и, даже еще заметней, «иштаризация» Богородицы, особенно, в женской среде. Господа, владыки и владычицы, князья-графья-бароны... куда бедному ассенизатору податься? Так вот вечно и вычерпывать это самое из этого самого? :) _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
О. Георгий, устное предание хорошо для сохранения и передачи простых навыков, вроде той же косьбы.
Применительно к веро- и нравоучению оно не работает: Ваш же пример о троице Богородицы, Иисуса Христа и свт. Николая Мирликийского. Это, конечно, трогательно, но к христианству никакого отношения не имеет.
Результат известен: в трудные времена все это традиционное благочестие как корова языком слизывает, что в поздневизантийские, что в советские периоды. А ведь у каждого обязательно случаются и личные османо-большевистские нашествия...
Поэтому нужны образцы, знамена, чужой личный, но педагогически достоверный опыт. А его нет. Есть только монашеский, причем едва применимый даже к современному монашеству.
И ведь действительно, принял имярек обеты, и сращу «отец», учитель. Или даже рясофор, без обетов. Но отец. Ряса делает учителя?
Я не совсем понял, речь о том, что нам необходим некий канонический свод правил христианской жизни для мирян? Слабо себе представляю, что там такого могло бы быть написано? Ну, приведите например какой-нибудь, пожалуйста. _________________ А жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть...". (c)
Основным итогом трудных времен в России всегда было появление сонма святых.
Пример для всех - Христос, ориентир - заповеди. Разве мало?
У Бога нет правил (с)
У каждого своя война, кмк. _________________ Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Нет, никакого специального Устава для мирян быть не может и быть не должно.
Вместо этого нужны канонизации в чине праведных, причем не за аскетические подвиги в стиле «по средам и пятницам младенец имярек грудь не брал».
Это очень сложная работа, учесть мирян в Церкви монашествующих. Я не знаю, как это сделать. Для начала - запретить рясофор, постригать после 15 лет послушания, рукополагать монахов в священный сан как редкое исключение, а приходское монашество запретить вовсе. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
Основным итогом трудных времен в России всегда было появление сонма святых.
Ага, но на каждого святого по тысяче отступников, о которых неполиткорректно и упоминать. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
Вместо этого нужны канонизации в чине праведных, причем не за аскетические подвиги в стиле «по средам и пятницам младенец имярек грудь не брал».
Кстати, сегодня память бессребреников, которые монахами не были;) Подражайте!
Барон писал(а):
Для начала - запретить рясофор
Да, все, что я лично не понимаю, нужно запретить!:))
Барон писал(а):
постригать после 15 лет послушания
У нас после 20- 25 ти происходит, и толку?;)
Проблемы не в форме, проблемы в сердце. Все у Вас желание привести к закону, а Бог -это любовь. Начни с любви в семье, затем к соседям, к своему городу, стране и дойдешь до любви к человечеству.. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
О. Георгий, устное предание хорошо для сохранения и передачи простых навыков, вроде той же косьбы.
Ну, Антон, во первых, косьба - это не такое уж и простое дело, как кажется на первый взгляд. А во-вторых, крестьянская жизнь - это не только сенокос. Среднестатистический крестьянин - это не только пахарь, но и агроном, не только пастух, но и ветеринар, не только конюх, но и шорник, и плотник, и кузнец, и портной. Одним словом традиционное село с натуральным хозяйством подразумевало наличие специалистов самого широкого профиля. И все знания, умения, навыки приобретались не в школах и ВУЗах, а передавались от отца к сыну, от деда к внуку, от брата к брату.
Кстати, если для горожан было в порядке вещей несколько свысока посматривать на "деревенщину", то и деревенские мужички с определенным высокомерием воспринимали "городских". Особенно - "начальничков".
Цитата:
Применительно к веро- и нравоучению оно не работает: Ваш же пример о троице Богородицы, Иисуса Христа и свт. Николая Мирликийского. Это, конечно, трогательно, но к христианству никакого отношения не имеет.
А что имеет отношение к христианству?
Цитата:
Результат известен: в трудные времена все это традиционное благочестие как корова языком слизывает, что в поздневизантийские, что в советские периоды. А ведь у каждого обязательно случаются и личные османо-большевистские нашествия...
Ах, если бы наличие богословского образования и твердое знание догматов делало бы святым.... Но в трудные времена все это витийство многоречивое как корова языком слизывает. И вообще трудные времена - они на то и трудные времена, чтобы все фальшивое осыпалось, как труха.
Цитата:
Поэтому нужны образцы, знамена, чужой личный, но педагогически достоверный опыт.
Согласен! Так что, Антоний, вся надежда на Вас и на Ваш достоверный опыт!
Цитата:
И ведь действительно, принял имярек обеты, и сразу «отец», учитель. Или даже рясофор, без обетов. Но отец. Ряса делает учителя?
А знаете, в какой-то мере - действительно делает!!! Только не сама ряса, а Тот, ради Кого эта ряса (кстати, очень неудобная и непрактичная одежда) надевается. Хорошо помню, как незадолго до хиротонии я смущался кое-какими вероучительными моментами, потому -что просто не мог их понять и объяснить. Даже в попятную хотел пойти. Но после хиротонии эти непонятные моменты стали настолько понятны, что я теперь даже не могу объяснить, а что же в них было непонятного... Просто в какой-то момент Господь не через ум и слова, а как-то на сердце положил определенное вЕдение.
Цитата:
Имхо, главная педагогическая проблема для мирян это отсутствие позитивной мотивации мирян в Церкви. Монахи все пугают адом, чертями, придумали даже какую-то сатанинскую налоговую инспекцию под названием «мытарства».
В миру это работает противоположным образом: Иисус Христос воспринимается как грозный начальник всего этого безобразия. Происходит «ваализация» Христа и, даже еще заметней, «иштаризация» Богородицы, особенно, в женской среде. Господа, владыки и владычицы, князья-графья-бароны... куда бедному ассенизатору податься? Так вот вечно и вычерпывать это самое из этого самого? :)
Вообще-то прп. Серафим Саровский был монах. Но я что-то не помню, чтобы он кого-то запугивал, зато его "Радость моя! Христос воскресе!" - знают даже безбожники. А насчет "пугалок" - поверьте старому сельскому попу - больше всего пугалки и страшилки любят не монахи, а миряне. Причем - женщины. Это еще с Евы повелось: Бог в заповеди говорит не есть от Древа, а будущая Ева к сказанному опасливо добавляет "не прикасаться". что получилось в итоге - знаем. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
А для чего заключается брак, позвольте Вас спросить.
Для того чтобы нового человека в мир ввести. Например.
Все прочее это аперитив, а не основное блюдо.
Не согласен.
Аналогично.
Сельский батюшка писал(а):
Действительно, еще при творении человека Бог дает ему благословение "плодиться, размножаться и наполнять землю и владычествовать ею", но причиной творения второго человека становится одиночество первого. Причем, это одиночество рассматривается, как "не добро".
"не хорошо быть человеку одному"
Просто и с вкусом, как говорится.
(монахам превед)
Сельский батюшка писал(а):
Брак заключается, семья создается для любви.
Для, а не по причине.
Потому что изначальные даже ооочень яркие чувства соотносятся с любовью, (которая по причине взаимного труда, доброты, терпения, старания - нарастающим итогом), как тыквенное семечко с тыквой.
Взгляните на одно и другое, как говорится, и попробуйте на вкус.
Сельский батюшка писал(а):
А деторождение - это как раз "сопутствующий продукт" семейной жизни и плод самой начальной ступеньки на пути восхождения к любви настоящей.
Из каждой аксиомы есть следствия.
Если мы постулируем, что чувства родителей первичней и по праву первородства (гм гм) - в приоритете, а дети - всего лишь "сопутствующий продукт", то из этого следуют совершенно определенные, и, к несчастью, наблюдаемые выводы.
Семья - это чтобы дяде с тетей было хорошо. Дети? Какие дети? Зачем дети? Внезапно. А если уж внезапно дети, то ладно, конечно, куда ж деваться от "побочных продуктов", как ни берегись...
Пошла любовь увяли помидоры - развод. Дети? А причем тут этот "сопутствующий продукт"? Кто их спрашивать вообще будет?
И так далее.
А посему такая аксиоматика меня не устраивает.
Я считаю что природное и , если угодно, Божественное предначертание семечки - последующее плодоношение.
А не просто вырасти чему-нибудь там, слегка поцвести уж как-нибудь и сгнить в компостной куче.(Для этого даже слово специальное есть - пустоцвет.)
Если говорить о человеке, а не о мышке полевой (превед Маша) , то граница возраста социальной адаптации, сиречь взросления, отодвинута современной цивилизацией аж на 25 лет.
Ну, так высоколобые дядечки и тетечки говорят, все вопросы к ним. Но вобщем-то - верю. Где то там.
Недостаточно родить человечка и можно иттить по своим делам.
Ой, недостаточно.
И даже больше скажу - те, кто только родил можно сказать даже и не начинали.
Эту тыкву надувать надо долго. И старательно.
Сельский батюшка писал(а):
Причина в том, что семья, несмотря на свое райское происхождение - явление временное.
А любовь к ближнему - заповедь постоянная.
Самые близкие ближние это и есть семья - родители, супруги, дети.
Вот на них и следует тренировать свои добродетели. Практически и самым что ни та есть прикладным образом.
Перефразируя известную цитату - как будете любить дальнего, если не можете любить ближнего?
Какой глубинный смысл в пощениях, молениях, стояниях, исповеданиях и прочем, если все это не ведет к тому, что ближний становится ближе? Если в итоге ни знать ни понимать его не хочется, а хочется только молиться, поститься, слушать радио...
Никакого. _________________ Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы.
"не хорошо быть человеку одному"
Просто и с вкусом, как говорится.
(монахам превед)
:)) Поэтому и изобрели они киновии.
Сиречь - коммуны.
А потому монахам, живущим в киновиях, след именоваться не монахами , от слова монос - "один", а коммунистами ) _________________ Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы.
:)) Коммуны возникли после киновий, поэтому коммунистический строй нужно называть киновийный, т.к. монашеский!:) _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Коммуна это латинский вариант греческого слова «киновия».
Придумал ее Пахомий, бывший жрец какого-то египетского божка, бывший легионер, бывший отшельник, занявшийся архимандритской деятельностью.
Создал смешанную единую общину из нескольких тысяч разнополых монахов. Типичная коммуна, точнее, типичный киббуц. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
А любовь к ближнему - заповедь постоянная.
Самые близкие ближние это и есть семья - родители, супруги, дети.
Вот на них и следует тренировать свои добродетели. Практически и самым что ни та есть прикладным образом.
Перефразируя известную цитату - как будете любить дальнего, если не можете любить ближнего?
Какой глубинный смысл в пощениях, молениях, стояниях, исповеданиях и прочем, если все это не ведет к тому, что ближний становится ближе? Если в итоге ни знать ни понимать его не хочется, а хочется только молиться, поститься, слушать радио...
Никакого.
+1 ППКС
И не работает аргумент, что монастырь для монаха и есть семья. Не семья. Просто киббуц.
В киббуце одни правила, в семье - другие. Я не говорю, что киббуц это плохо по определению, нет, киббуц может быть очень хорошо. Но это другой мир.
И если, о. Георгий, догматика не имеет значения как внешняя шелуха учености (а это очень может быть), то что, кроме любви к ближнему и Богу имеет значение тогда? Но монастырь и аскетика направлены не на развитие любви, а на борьбу с собой ради самой борьбы. Ради день простоять и ночь продержаться. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах