Юличка - золотые слова !
это своего рода эффект плацебо и своеобразная вера в миниатюре :)
вот веришь что этот говорит нужное и вот оно !
а тот говорит по другому и истинно так !
все находится в нас.
Спасибо, Артем. Хотя я не уверена что именно это имела ввиду. :)
Бывают конечно именно златоусты, но, имхо, не каждому священнику это дано, и видимо даже не обязательно чтобы вести свою паству. Можно просто примером. _________________ "Час от часу не легче!" - вздохнула Роза и сошла с весов.
Надеюсь, я еще способен различать эти понятия. Но вам виднее.
wereshadow писал(а):
Однако, ваши слова выше были не о том, что людям тяжело выносить долгие проповеди. Вы сказали, что 98-99% паствы малограмотны (более того - в лицо собеседнице сказали "вы такие и есть"). Это опасный подход и странный способ делания смирения.
Малограмотность не способствует усвоению проповеди. Как и больные ноги.
Ой, не знаю, мне кажется, каждый священник говорит проповедь как может, а не из того, кто у него паства.
Совсем плохих наверное не слышала, слышала то, с чем не могла согласиться, но этого было очень мало. А глупых наверное не слышала вовсе. Даже нелюбимый владыка вроде не говорит глупостей. Они больше как-то ни о чем. А может быть, это накладывается восприятие его как человека.
В общем, если знаешь, что священник - хороший, то и все его слова как-то западают в душу, или по крайней мере не мешают.
А если знаешь, что у него как у священника не все гладко на приходе, то и скепсис возникает при прослушивании очень умной проповеди (вот это кстати испытывала).
Юлия, в целом ваша реплика хороша, т.к. вы говорите из личного опыта восприятия проповеди. Не могу согласиться только с мыслью о независомости проповеди от аудитории. По моему скромному опыту, характер и численность аудитории имеют огромное значение, как и условия жары или холода. На проповедь оказывает также духовное, душевное и физическое состояние священника. А также, конечно, тот факт, готовится он к проповеди, или нет.
Если проповедь на троечку признак смирения, беспокоиться не о чем, ибо гордецов среди священства практически нет :)
Елена, я всего лишь дал определение гордыни, не соглашаясь с вашим определением (о юродивых). Вы же тут же связали "проповедь на троечку" с определением смирения, приписав мне то, чего я вовсе и не говорил. И зачем вам проповеди, если вы не можете услышать нескольких слов? Да, и вот еще, пожалуйста, не воспринимайте мои слова как желание уязвить, я не для этого в форум захожу.
Золотые слова отец Иустин...
вот вы увидели еще одну грань восприятия ваших слов
помимо устали ноги, нафиг надо, слов не разобрать, непонятно о чем, погода и все дела , есть еще такие тонкие эстеты которым подавай сказку :)))
то есть такой своеобразный фан - как литература например, книги по вкусу, чтиво на потребу, проповеди чтобы красиво звучалО, не удивлюсь если в будущем потребуют и под музычку фасончик ...
под мандолину сладкую речь очень приятно слышать :))))
ну там вступление, ария, аккорды, мюзикл короче :)))
Цирковое представление в оконцовке службы...
будет своя публика на своего батюшку ходить, аншлаги и афиши :)))
а впрочем западные Церкви вроде как близко к этому ? я же где то слышал песенные выступления :)))
Отец Иустин, Ваши слова "не горд тот, кто смирился".
По совокупности сказанного Вами в этой теме, смирился тот священник, который не занимается апологетикой, просвещением, не готовится к проповедям, чтобы, во-первых, не метать бисер, всё равно не поймут, и, во-вторых, не заслонить невзначай собой Бога тем единицам, которые в состоянии его услышать. Я правильно поняла Вашу мысль?[/quote] _________________ Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Отец Иустин, Ваши слова "не горд тот, кто смирился".
Да, это мои слова. Совершенно нейтральные слова с дифиницией гордыни.
Серая мышка писал(а):
По совокупности сказанного Вами в этой теме, смирился тот священник, который не занимается апологетикой, просвещением, не готовится к проповедям, чтобы, во-первых, не метать бисер, всё равно не поймут, и, во-вторых, не заслонить невзначай собой Бога тем единицам, которые в состоянии его услышать. Я правильно поняла Вашу мысль?
[/quote]
Вот как? Что за глупость вы мне припысываете. Смирился тот, кто исполняет волю Божию, а если предписано ему заниматься апологетикой, просвещением и прочим, занимается этим в меру сил и возможностей. В том числе произносит проповедь, проповедует во время и не во время, проповедует на богослужении, вне богослужения, проповедует своими делами, своим внешним видом, даже манерой общения. Не приписывайте другим того, чего они не говорили. Один из лучших клириков одной из украинских епархий говорил потрясающие проповеди. Правда, даже архиерей не все понимал из того, что тот говорил. Слишком длинно, насыщенно, трудно для восприятия. Ушел из епархии, сейчас в России, отправлен со скандалом в запрет. Это только один из примеров, не принуждайте, пожалуйста, приводить и другие примеры, лучше вчтитайтесь в мои слова на предыдущих страницах. Бог в помощь, Елена.
вот вы увидели еще одну грань восприятия ваших слов
Артем, возможно. Один католик из Прибалтики рассказывал о представлениях в их храме. Но я не дерзну так широко судить о проповеди. Аудитории очень различаются, необходима в некоторых случаях и длинная проповедь, и насыщенная. Но чаще всего проповедь должна быть живой, насыщенной и конкретной, по возможности лаконичной, чтобы проповедника не тянули вместе с ковром в алтарь(подробности опускаю).
Правда, даже архиерей не все понимал из того, что тот говорил.
"Ну, уж если в Моссовете..." (с)))) "Москва слезам не верит"
Отец Иустин, положа руку на сердце, есть хоть одно слово в проповеди о. Димитрия Вам непонятное? _________________ Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Правда, даже архиерей не все понимал из того, что тот говорил.
"Ну, уж если в Моссовете..." (с)))) "Москва слезам не верит"
Отец Иустин, положа руку на сердце, есть хоть одно слово в проповеди о. Димитрия Вам непонятное?
Простите, о каком отце Димитрии идет речь? О Смирнове ежели, слышал, что хороший он проповедник. Я его не слушал и не читал. Мой нынешний архиерей - замечательный проповедник. Один только раз мне его проповедь показалась длинной, но это случилось тогда, когда мы стояли в алтаре, а владыка проповедовал, слышимость была плохая. Его проповеди очень точные, если такое слово подходит в данном случае. Бьет в точку. Очень доступно, даже бабкам, но в то же время насыщено содержанием. Говорит классические проповеди по чтению из Св. Писания и гомилии на некоторые слова из чтения, из службы праздника.
Вот видите, Ваш архиерей не боится перегородить собой Бога! :) Делает, что должен и будь, что будет (с)
Наверное, побочкой жизнедеятельности любого харизмата является клуб его фанатов, как, например, иоаннитки и Иоанн Кронштадский. Но кто их помнит сейчас?! А батюшку знают и любят все, в т.ч. и как блестящего проповедника. _________________ Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Сейчас обычное дело не проповедывать вовсе или читать вслух о. Александра Ельчанинова.
Мне думается, что иеромонахи на приходах оказываются в сложном положении: проповедывать монашеские ценности сложно и ненужно, а жизнь мирянина очень далека от жизни монаха. Получается искусственно и натянуто - отсюда, имхо, и увлечение уважаемым о. Ельчаниновым.
О. Димитрий Смирнов крут. Проповедует по два часа перед отпустом с литургии, и как - заслушаешься. Я со многим из сказанного им не соглашаюсь, но крут. Слушаю с удовольствием, в любом случае размышления на евангельские темы есть душеполезное благо. Имхо. _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
Мне думается, что иеромонахи на приходах оказываются в сложном положении: проповедывать монашеские ценности сложно и ненужно, а жизнь мирянина очень далека от жизни монаха.
Монашеские ценности тождественны Евангельским. Поэтому связи не вижу.
Считаю, что монахам лучше проповедовать с амвонов монастырских, а не приходских. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Вот видите, Ваш архиерей не боится перегородить собой Бога! :) Делает, что должен и будь, что будет (с)
Наверное, побочкой жизнедеятельности любого харизмата является клуб его фанатов, как, например, иоаннитки и Иоанн Кронштадский. Но кто их помнит сейчас?! А батюшку знают и любят все, в т.ч. и как блестящего проповедника.
Как это не боится?! Любой православный священнослужитель боится перегородить собой Христа, если он не пв прелести.
Любое доброе дело бывает предваряемо или сопутствуемо искушениями, и проповедь в т.ч.
Тождественны? Например, безбрачие? Послушание? Пребывание на одном месте? _________________ Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket
О. Димитрий Смирнов крут. Проповедует по два часа перед отпустом с литургии, и как - заслушаешься. Я со многим из сказанного им не соглашаюсь, но крут. Слушаю с удовольствием, в любом случае размышления на евангельские темы есть душеполезное благо. Имхо.
По два часа??? Мощно! Послушаю-ка я его. _________________ Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Тождественны? Например, безбрачие? Послушание? Пребывание на одном месте?
То, что Вы назвали -это не ценности, а способ делания для достижения ценности. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Прочитал все три страницы, и.... ничего не понял.
Может быть, потому что в последнее время как-то изрядно отупел. А может, потому что разговор складывается "ни о чем"...
...Если делиться ссылками на интересные проповеди, как предлагала Елена - Серая Мышка, это одно, а если говорить о проповедях и проповедниках - это совсем другое.
Так вот, что касается другого - приведу вашему вниманию две истории.
В основе первой - случай, бывший со мной, лет двадцать назад. Тогда я служил вторым священником на городском приходе и уж очень любил проповедовать. Иногда - просто "соловьем заливался". Но в тот раз я особо не подготовился, да и чувствовал себя не вполне хорошо. Короче, на проповедь вышел, а вдохновения нет. Более того, кто-то по храму ходит, кто-то увлеченно свечки переставляет, короче - меня не слушают, и я, потеряв контакт с аудиторией, начинаю "плыть". И тут мой взор останавливается на постоянно благодарной слушательнице - бабушке, по имени Мария. Она всегда стояла недалеко от амвона, и всем своим видом выражала внимание и благоговение. Худенькая, немножко сутулясь, она слушала чуть приоткрыв рот и в такт речи, как бы соглашаясь со всем, покачивала головой.
Вот и я, "поплыв" вцепился вниманием в неё, как утопающий за соломинку, мол, вывози, родная! И только - только ко мне стала возвращаться уверенность - баба Маша поворачивается к соседке и громко, на весь храм заявляет "НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ!"
... Мой близкий друг, с которым мы 13 лет служим на одном приходе, а дружим аж со студенческих лет - весьма одаренный человек. До священства он преподавал в местном университете на кафедре философии и успел отучится в аспирантуре. Но первым местом его служения была глухая деревня в горах, где в церковь ходили "полторы старушки". Так некоторые из них, как-то признались, что в церковь не всегда ходили, потому что отец Сергий слишком долго и непонятно говорил проповеди - они уставали, а еще не успевали вовремя подоить корову, или затопить печку.... Хотя, на самом деле если временами он может увлечься и забыть о времени - самое содержание проповедей, как правило, весьма простое, доходчивое и интересное....
МОРАЛЬ: Нам, священникам, действительно зачастую приходиться "лить воду в песок". И проповедь, которая может быть, идет из самой глубины твоего сердца - может особо и не задеть никого, потому что в данный момент сердца слушателей "настроены совершенно на другую волну"... _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Последний раз редактировалось: Сельский батюшка (Пт 14 Авг, 2015 12:05), всего редактировалось 1 раз
Вторую ночь подряд Петрович спал вполглаза. С боку на бок не ворочался и курить не вставал, но просыпался часто. Лежал, глядя на огонек фонаря за окном, и думал. Потом забывался коротким сном, чтобы через час опять проснуться. Его, Павла Петровича Дронова, водителя с тридцатилетним стажем, мужика, разменявшего полтинник, вот уже вторую ночь подряд тревожили слова, услышанные на проповеди.
Дело было в июле, в день праздника святых апостолов. Петрович, будучи двойным именинником (лично и по батюшке), решил пойти на службу. Во-первых, теща пристала: пойди да пойди. Во-вторых, храм в микрорайоне был Петропавловский. А в-третьих, хватит, подумал Петрович, в гараже да во дворе с мужиками водкой баловаться, можно на именины разок и в церковь сходить. Эта неожиданная и благая мысль пришла Павлу Петровичу еще и потому, что именины были юбилейные. Дронову стукнуло пятьдесят. Но об этом он думать не хотел, а потому в число причин юбилейную дату помещать отказался.
* * *
В церкви, как всегда на праздник, народу было — не протолкнешься. Дронов стоял возле аналоя с иконой Петра и Павла, и ему, изрядно сдавленному богомольцами, часто передавали свечи с коротким «к празднику». Жара и многолюдство сделали свое дело. Петрович, толком не знавший службу и не умевший вникать в общую молитву, скоро устал и раскаялся в том, что именины праздновал по-новому, а не как обычно. Он бы и ушел давно, но до дверей было далеко и иначе как с боем сквозь толпу прихожан было не пройти. Полегчало, когда запели «Верую». Петрович басил с народом те слова Символа, которые знал, и чувствовал при этом какую-то бодрящую и неизвестную радость, от которой хотелось то ли заплакать, то ли всех обнять. То же повторилось и на «Отче наш». А потом произошло то, что впоследствии отняло сон у пятидесятилетнего водителя Павла Петровича Дронова, человека, сгибавшего пальцами гвоздь-сотку и сентиментальностью не отличавшегося.
* * *
Священник что-то сказал из алтаря и замолчал. Завеса закрылась. Вышел мальчик в длинной одежде и поставил перед закрытыми вратами свечу. Народ как-то сразу засуетился, задвигался, зашушукал. Петрович подумал, что самое время из храма выйти, но услышал громкое «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и решил остаться. Проповеди он слышал и раньше. Стараниями драгоценной тещи, маленькой старушки, одновременно и вредной, и набожной, Дронов переслушал в машине немало кассет. Великим постом, опять же по просьбе тещи, ходил он воскресными вечерами в храм слушать о страданиях Иисуса Христа. Но проповеди ему не нравились. Не нравился тон, торжественный и крикливый. Не нравились слова вроде «возлюбленные о Господе» или «дорогие мои». Павел Петрович дожил уже до тех лет, когда слова о любви больше раздражают, чем согревают. То, что люди живут по привычке и без радости, то, что никто никого особо не любит, а батюшки исключением не являются, Петрович понимал давно и давно с этим смирился.
Но в этот раз слова священника Дронова зацепили. Священник был незнакомый, видно, пришел в гости на праздник. Видом — не святой: ростом выше среднего, крупный. Помоложе Петровича, но и не «деточка» («деточками» называла теща Петровича тех щуплых и безбородых молодых батюшек, которых так часто можно увидеть в наших строящихся или реставрируемых храмах).
Священник начал говорить о Петре и Павле, но быстро сменил тему и продолжил уже о Христе. О том, что Христос жив и что Он вовеки Тот же. О том, что Он ближе к нам, чем воздух, которым мы дышим, и одежда, которую мы носим. При слове об одежде Павел Петрович повел плечами, почувствовал, как прилипла к спине намокшая от пота рубашка, но вместо духоты ощутил на лице прохладное дуновение, почти дыхание.
Священник продолжал о том, что Христос послужил нам, отдал всего Себя даже до излития крови, и мы теперь тоже должны послужить Ему.
— Но где я найду Тебя, Господи? — громко произнес проповедник и остановился.
Храм замер и затаив дыхание ждал ответа.
— Ты рядом, — громко продолжал проповедник. — Ты — в каждом ближнем моем. Если Ты в больнице, я могу укрыть Тебя одеялом и посидеть ночь у Твоего изголовья. Если Ты раздет, я могу отдать Тебе свой пиджак или свитер. Я могу защищать и лечить, кормить и утешать Тебя, потому что все сделанное мною ближним Ты отнесешь лично к Себе.
Павел Петрович слушал внимательно. Его голова была пуста, потому что ум, кажется, покинул ее и переместился сантиметров на тридцать ниже. Остановившись где-то в области груди, ум вместе с сердцем впитывал слова священника так, как сухая земля впитывает воду. Проповедь закончилась тем, что батюшка назвал блаженными всех медсестер, милиционеров, пожарных, поваров — всех тех, кто постоянно учит, лечит, кормит и спасает людей, а значит, ежедневно служат Христу так, как они могут служить.
Заканчивал священник уже не так связно и горячо. Один за другим заплакали на руках мамаш несколько младенцев. Народ опять заерзал и зашептался. Священник сказал «аминь» и как-то боком, неловко вернулся в алтарь. Вскоре отодвинули завесу и началось причащение. А Петрович вышел в образовавшийся проход и, перекрестившись на храм, пошел домой. Он не знал, да и не мог знать, что был единственным человеком, проникшимся словами проповеди. Все остальные прихожане к вечеру забудут то, что слышали утром, и будут спать спокойно.
Далее можно прочитать здесь.
МОРАЛЬ: Есть проповедники талантливые, есть - бездарные. Есть те, кто легко и с удовольствием вещает с амвона об Евангельских истинах, есть те, кто смущаются сказать лишнее слово. Но проповедь - это не просто поучение, или рассказ. Зачастую ( и я в это верю!) - проповедь с амвона - это ответ на вопрос какого-то и чьего-то сердца. Поэтому, священнику, который "читает" проповеди не "по бумажке", иногда доводиться неожиданно говорить, что-то совершенно новое даже для самого себя. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах