Спасибо за ответы! Помогите, пожалуйста, еще в нескольких местах разобраться:
И еще мне всегда интересно было: Как правильно начинать читать Канон молебный ко Пресвятой Богородице? Читать сначала начальные молитвы - Царю Небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш...: Господи помилуй (12 раз): Слава, и ныне: Приидите, поклонимся... 50-й псалом.
Потом тропари, которые указаны перед каноном ("К Богородице прилежно ныне притецем..." и "Не умолчим никогда, Богородице...") и потом после них снова 50-й псалом (как указано в молитвослове). Так? То есть 50-й псалом дважды читаем? Или какой-то другой порядок?
Если вы читаете каноны по отдельности, Спасителю, Богородице, Ангелу, то по окончании первого и второго канонов лучше сразу начинать следующий, без вставок. Есть также распространенная традиция соединения трех канонов, в одну песнь соединяются соответствующие тропари всех трех канонов, ирмос остается первый. Немного по-другому идет соединение по третей и шестой песнях, но не буду вас нагружать. При желании нейдете готовое соединение.
Если же отдельно читатете канон Богородицы, то вступление так, как указали, кроме повторного 50-го псалма. Второй раз во вступительной части к канону Богородицы 50-й псалом читать не нужно.
Цитата:
1) в молитве после Канона покаянного "Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый"
Страсти Спасителя на Кресте исцелили мои страсти. В первом значении страсти означают искупительніе страдания, во втором - греховные недуги души. Язвы - аналогично.
3) канон к Богородице - 3.1."недугующа телом и душою", "лютое телесе озлобление" - говорится ли в этих местах о каких-то физических страданиях, или это все как-то условно?
Все-таки, речь идет в обоих цитатах преимущественно о душевных недугах, т.е. страстях.
Цитата:
3.2. "телесныя слабости и душевныя недуги" - говорится ли тут о страстях наших телесных и душевных?
У тела, строго говоря, страсти нет. Страстью болеет душа. Но, поскольку человек - единое целое в соединении души и тела, вполне правомерно говорить о страстях телесных. аким образом, тело 1) болеет обычными болезнями и 2) принимает участие в болезнях душевных.
Цитата:
3.3. обращение к Богородице - "столп утверждения" - встречала где-то перевод как "твердыней безопасной", но мне и этот перевод как-то не совсем понятен)
Потому что вы слово "безопасный" понимаете по-русски, а переводчик перевел со славянского на славянский. Ну, напишите вместо безопасный - незыблемый, либо крепкая. Один из переводов слово утверждение - опора, твердыня.
Есть страсти в которых участвует тело. Например, чревоугодие, блуд и др.
А душевные страсти это тщеславие, уныние, ропот, зависть и др. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Надо знать и то, что страсть чревоугодия, как и страсть блуда, коренится в теле и возбуждается иногда без содействия души - "по одному раздражению потребности питания", из которой происходит. Но по тесной связи с телом и душа вовлекается в страсть, становится порочной, страстной. Поэтому бывает и обратное явление, когда душа, ставшая через тело сластолюбивой, преждевременно и прежде телесной потребности в пище влечет человека к вкушению пищи несвоевременному и сверх потребности - по одной страсти.
О борьбе со страстью чревоугодия
Из книги: Учение Святых отцов о страстях и добродетелях
Г.И.Шиманский _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Есть страсти в которых участвует тело. Например, чревоугодие, блуд и др.
А душевные страсти это тщеславие, уныние, ропот, зависть и др.
Тоже относила страсти блуда и чревоугодия к телесным, так сказать, а зависть, гнев и др. - к душевным... _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
Положение тела. Рекомендуемое Церковью положение - стоя. Возможно и более, так сказать, аскетическое, на коленях. На самом деле, на коленях молиться зачастую легче: снижается ортостатическая нагрузка и нагрузка на ноги. Кроме того, молящийся нередко не стоит на коленях, но сидит либо лежит. Следует понимать, что наши благоговейные чувства при некоторых положениях тела утрачиваются.
Для немощных, болящих, старцев, беременных рекомендуют молитвы сидя и лежа. Снова таки, если мы не на смертном одре, положение откинувшись на диване неблагоговейно, но как временное положение вполне допустимо.
Все верно, отче! И даже особо добавить нечего, кроме того, что когда в 13 году сподобился побывать в Греции - обратил внимания на то, что там в храмах сидят, или стоят, опираясь на стасидии. А мы во время всего паломничества жили, в основном, в автобусе. И когда готовились к служению Литургии - зачастую утреню и вечерню совершали в дороге.
В итоге после поездки я стал иногда позволять себе прочитывать правило к служению Литургии сидя. Особенно, если предыдущий день провел на ногах.
Т.е. если раньше в таких случаях я выбирал какое-то время для того, чтобы дать телу возможность отдохнуть, то теперь, отдых для ног стал совмещать со чтением псалмов, канонов, молитв.
А читать каноны на коленях - неудобно. :( _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Есть страсти в которых участвует тело. Например, чревоугодие, блуд и др.
А душевные страсти это тщеславие, уныние, ропот, зависть и др.
Тоже относила страсти блуда и чревоугодия к телесным, так сказать, а зависть, гнев и др. - к душевным...
Это условное разделение. Природа страсти остается неизменной. Страсть паразитирует на неукризненных страстях, неотделимых от человеческой природы. Может ли гордыня паразитировать? - конечно, например, гордый помысл о себе и своем ближнем может иметь основание в страхе перед голодом, холодом и жарой. Может ли гнев паразитировать? - да, "разжжение крови" часто вызывается боязнью потерять то, что зависит от некоризненных страстей, тем же чувством голода.
Все эти термины, - страсть, тело, плоть, - многозначны. Слово плоть употребляется и нейтрально, синонимично слову тело, и с негативной окраской, как вожделевательная часть души: http://www.slovopedia.com/1/207/749625.html Наконец, плоть отождествляют со страстями. Последнее распространено в богословской литературе и имеет евангельские корни.
Все страсти суть болезни души. Конечно, тело в различной степени принимает участие в болезни. Но вне души телесных страстей не существует: тело отделяется от души, превращаясь в прах, тлен, мощи, душа же наследует все болезни человека, собственно, болезни как пребывали в душе при жизни, так и пребывают после смерти, но все телесные болезни уходят вместе с телом.
Особенно важно в борьбе с грехом учение Св. Отцов о помыслах. Помыслы гнездятся исключительно в душе, ибо представить то, что помыслы обосновались в теле, как-то немыслимо.
Мое дополнение касалось трактовки той части молитвы, где сказано о "лютое телесе озлобление" и "телесные слабости".
Считаю, что смысл здесь прямой, а не словесный оборот указывающий только на душевные недуги, как Вы это объяснили изначально. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Мое дополнение касалось трактовки той части молитвы, где сказано о "лютое телесе озлобление" и "телесные слабости".
Считаю, что смысл здесь прямой, а не словесный оборот указывающий только на душевные недуги, как Вы это объяснили изначально.
Да, у меня в молитвослове переводится прямо: "лютое телесе озлобление - это тяжкое телесное страдание. Стихира звучит так: "Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь". Главная мысль стихиры состоит в констатации нашей болезни (телесной?!) и просьбы ко Пречистой исцелить болезнь души! Мы не просим исцелить болезнь тела, но просим избавить нас от страстей, коренящихся в душе. Возможно понимание двойного смысла озлобление телес, как физического страдания и как страдания от действия страсти. Прямой смысл предполагает понимание телес в качестве страстей, захвативших все наше существо, т.к. именно от них мы просим избавить нас Богородицу.
Надо знать и то, что страсть чревоугодия, как и страсть блуда, коренится в теле и возбуждается иногда без содействия души - "по одному раздражению потребности питания", из которой происходит. Но по тесной связи с телом и душа вовлекается в страсть, становится порочной, страстной. Поэтому бывает и обратное явление, когда душа, ставшая через тело сластолюбивой, преждевременно и прежде телесной потребности в пище влечет человека к вкушению пищи несвоевременному и сверх потребности - по одной страсти.
О борьбе со страстью чревоугодия
Из книги: Учение Святых отцов о страстях и добродетелях
Г.И.Шиманский
Данная цитата прямо противоречит в части обозначения тела вместилищем страсти (см. стр. 41: страсти, рождающие грех, живут в нашей плоти, в ней же имеют свое вместилище") начальным главам монографии уважаемого Гермогена Ивановича, знаменитого киевского богослова и разработчика Т-34. Приводятся вполне ясные цитаты из прп. Иоанна Лествичника, прп. Нила Сорского, прп. аввы Дорофея и самого Шиманского, однако в главке о плотских похотях и страстях тело отождествляется с плотью.
Недугуют ли страстями коты? Наверное, нет, так как при наличии котячьего тела человеческой душой они не обладают.
У тела, строго говоря, страсти нет. Страстью болеет душа. Но, поскольку человек - единое целое в соединении души и тела, вполне правомерно говорить о страстях телесных. аким образом, тело 1) болеет обычными болезнями и 2) принимает участие в болезнях душевных.
Ольга:-) писал(а):
Есть страсти в которых участвует тело. Например, чревоугодие, блуд и др.
А душевные страсти это тщеславие, уныние, ропот, зависть и др.
1-e утверждение: тело принимает участие в болезнях душевных, т.е. в страстях
2-е утверждение: нет, не так, но есть страсти, в которых участвует тело.
Ибо иначе зачем было выносить в цитату "У тела, строго говоря, страсти нет"?
Почему я настаивал на ошибке? Вы противопоставляете страсти "душевные" и страсти "телесные", это противоречит логике и высказываниям св. отцов. И давайте прекратим оффтоп.
А в молитве перед принятием просфоры и святой воды вот мы просим, чтоб этот святой дар, помимо прочего, был нам "во здравие души и тела". Под "здравием тела" тут следует понимать именно телесное (физическое) здоровье? Также в молитве перед Причастием - "во исцеление души же и тела"? Или все же что-то другое имеется ввиду?
Также еще вопрос, что подразумевается под словами "да будут ми святая сия ... во исправление жития и утверждение"? Утверждение можно ли понимать, как установе (укоренение) в этом исправленном состоянии?
И еще: что значит обращение ко Христу - "и мире, и сило" (молитва 3-я перед Причастием)? Ну "сило" я еще как-то могу представить, а вот "мире" как понимать?
*да... ну не получается у меня по одному вопросу:)* _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
А в молитве перед принятием просфоры и святой воды вот мы просим, чтоб этот святой дар, помимо прочего, был нам "во здравие души и тела". Под "здравием тела" тут следует понимать именно телесное (физическое) здоровье? Также в молитве перед Причастием - "во исцеление души же и тела"? Или все же что-то другое имеется ввиду?
Также еще вопрос, что подразумевается под словами "да будут ми святая сия ... во исправление жития и утверждение"? Утверждение можно ли понимать, как установе (укоренение) в этом исправленном состоянии?
И еще: что значит обращение ко Христу - "и мире, и сило" (молитва 3-я перед Причастием)? Ну "сило" я еще как-то могу представить, а вот "мире" как понимать?
*да... ну не получается у меня по одному вопросу:)*
Я уже надеялся, сегодня будут отвечать отец Георгий и Ольга, Валамбар и другие, тема же не священническая.
1. Именно исцеление души и тела. Под здравием тела в данном случае понимает здравие тела.
2. Думаю, да, я так и понимаю.
3. Мир вам! - говорит на службе священник. Господь уподобляется тому миру, который Он подает, но не тому міру, который во зле.
4. И слава Богу!
А в молитве перед принятием просфоры и святой воды вот мы просим, чтоб этот святой дар, помимо прочего, был нам "во здравие души и тела". Под "здравием тела" тут следует понимать именно телесное (физическое) здоровье? Также в молитве перед Причастием - "во исцеление души же и тела"? Или все же что-то другое имеется ввиду?
Также еще вопрос, что подразумевается под словами "да будут ми святая сия ... во исправление жития и утверждение"? Утверждение можно ли понимать, как установе (укоренение) в этом исправленном состоянии?
И еще: что значит обращение ко Христу - "и мире, и сило" (молитва 3-я перед Причастием)? Ну "сило" я еще как-то могу представить, а вот "мире" как понимать?
*да... ну не получается у меня по одному вопросу:)*
Я уже надеялся, сегодня будут отвечать отец Георгий
Отче, прости, но я как тот расслабленный у Овчей Купели: когда добираюсь до компьютера - кто-то уже успевает ответить вперед (а зачастую - гораздо лучше и умнее) меня. Так и здесь, ты уже почти все сказал, что мог бы сказать я, поэтому, зачем повторяться?
Единственно, что чуть-чуть дополню п.3:
На тайной Вечери Господь говорит: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается." (Ин.14.27) В одном предложении трижды встречается слово "мир". И даже при беглом знакомстве с текстом становиться понятным, что это слово может иметь два или даже три значения.
Например, слова "Мир оставляю вам" - можно понять, мир - как Вселенную, Ойкумену, которую следует просветить Светом Евангелия.
"мир Мой даю вам" - здесь, без сомнения мир - это состояние сердца. свойственное Христу;
И, наконец - "не так, как мир дает" - здесь под миром понимается человеческое общество, одержимое страстями и пороками.
Из трех этих "МИРов" самым ценным и спасительным, без сомнения, является мир второй, Христов. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Последний раз редактировалось: Сельский батюшка (Сб 15 Авг, 2015 10:39), всего редактировалось 1 раз
Ибо иначе зачем было выносить в цитату "У тела, строго говоря, страсти нет"?
Почему я настаивал на ошибке? Вы противопоставляете страсти "душевные" и страсти "телесные", это противоречит логике и высказываниям св. отцов. И давайте прекратим оффтоп.
Затем, что у создаваемой Богом души страсти тоже нет, как и у тела! Бог творит без страсти!
Я надеюсь, Вы понимаете от куда они берутся?
"Страсти телесные" - это всего лишь Ваша додумка мною сказанного. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Бесконечно благодарю всех за ответы:) Но мне не угомониться, еще вопросы:)
1) "... и настави мя чудно к тишине животней" (канон к Ангелу Хранителю, песнь 6). Находила перевод - "к тишине животворной", но все равно не понимаю, что это за тишина.
2) Из последних тропарей Последования ко Святому Причащению: "Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением". "Усладил" - находила перевод как "привлек", а "Божественным Твоим рачением" - как "святым к Тебе стремлением". Возможен ли такой перевод?
3) Оттуда же: "Во светлостех Святых Твоих". Тут говорится о светлом сонме святых? _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
Бесконечно благодарю всех за ответы:) Но мне не угомониться, еще вопросы:)
1) "... и настави мя чудно к тишине животней" (канон к Ангелу Хранителю, песнь 6). Находила перевод - "к тишине животворной", но все равно не понимаю, что это за тишина.
Церковно-славянский язык - язык поэзии, богословия, молитвы. Причем, чаще всего эти три явления оказываются неразрывными. Т.е. фраза звучит - и общий смысл её понятен, но перевести дословно - не всегда получается. Например, тропарь воскресный гл.3: "Да веселятся Небесная, да радуется земная, яко сотвори державу Мышцею Своею Господь..." - я до сих пор не могу пересказать по-русски, но всякий раз, как только слышу эти слова - моё сердце вспыхивает восторгом!
Также и те слова, Арина, о которых Вы спрашиваете: "настави мя чудно к тишине животней"... Можно бесконечно препарировать эту фразу, пытаясь выискать в ней какой-то скрытый смысл. А можно просто прислушаться ко всей фразе в целостности и дать ей зазвучать в сердце. А еще - довериться Тому, к Кому эта фраза обращена и тогда без слов и образов станет понятна эта ТАИНСТВЕННАЯ ЖИВОТНАЯ ТИШИНА....
Цитата:
2) Из последних тропарей Последования ко Святому Причащению: "Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением". "Усладил" - находила перевод как "привлек", а "Божественным Твоим рачением" - как "святым к Тебе стремлением". Возможен ли такой перевод?
А мне кажется, что слово "усладил" мало связано со словом "привлек", но употребляется в самом прямом смысле - "наполнил сладостью", слову "рачение" - по смыслу более подходит слово "забота" ("рачительный хозяин"). Ну и в целом в том варианте перевода, что Вы предлагаете, как мне кажется, немножко смещен акцент.
Цитата:
3) Оттуда же: "Во светлостех Святых Твоих". Тут говорится о светлом сонме святых?
Скорее - о Святых Таинах, о Плоти и Крове Христовых. _________________ "Какое счастье знать, что воскресенье не день недели следом за субботой"(с)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах