Главная
Молодежный форум
Православные знакомства
Поиск друзей по интересам
Молодежный чат
Клуб 'Чайка'
Содружество 'Фавор'
Молодежные организации
Интерактивное обучение


Молодежный форум

"Чайка" — первый православный молодежный форум Рунета


 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    Правила форумаПравила форума  РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Паломничества и походы. Кавказский цикл
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Паломничества, путешествия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя, 2007 0:06    Заголовок сообщения: Паломничества и походы. Кавказский цикл Ответить с цитатой

Теперь о путешествиях в Грузию в стиле тех самых рассказиков и очерков (или эссе). Одно путешествие описано в этом же разделе (Грузия-2005, об особенностях подачи материала там я писал), а кроме него, были еще путешествия 2003 (одиночное) и 2006 (групповое) гг. Работы здесь побольше (языковой барьер, исторические справки), так что паузы между подачами текстов могут быть несколько более длинными. Кстати, друзья, не стесняйтесь спрашивать, по теме рассказиков отвечу на любые вопросы. Особенно буду признателен за критику, может, тогда-то вдохновлюсь начинать редактировать.
Благодарю сердечно всех читателей северного цикла.
-----------------------------------------------------------------------------


УПАЛО ШЭГВИЦКАЛЭН

Грузия — удивительная страна. Просматриваешь описания и находишь, к своему удивлению, почти в одном месте, два древних памятника, к примеру, один VIII, другой XII века. И такая густота древних святынь встречается не только в Тбилиси и Мцхете, но и во многих других местах.
В период подготовки путешествия от древнего монастыря Гелати до городка Цагери, в окрестностях которого был похоронен преподобный Максим Исповедник, мы уделяли больше внимания маршруту, чем достопримечательностям. Уже достаточно было того, что Гелати — древний грузинский монастырь, крепость, резиденция западно-иверийских царей и средневековая духовная академия.
Углубляясь в лес, мы спросили у встреченного нами человека дорогу, рассказали, где были и куда направляемся. Он поинтересовался: «В Мэцэмэто били? Эта савсэм близка с Гэлати». Мы только пожали плечами, мол, не слышали. «Как, — удивился человек, — абизатильна пабивайтэ! С двух старон пропасть, и дом священника висит над пропастью».
На обратном пути мы воспользовались добрым советом незнакомца и специально из Кутаиси поехали до поворота на Мецемето, совсем немного, каких-то несколько десятков метров, не доезжая до поворота на Гелати.
Дорога сперва шла по асфальту, затем свернула на отрожек и повела нас по гребню горы. С левой стороны высилась гора, от нас ее отделяла пропасть с бурлящей внизу речкой. Чуть дальше, как на ладони, возвышался центральный храм монастыря Гелати.
С правой стороны от другой высокой горы нас отделяло другое ущелье, на дне которого также громыхала речка. Обе противоположные горы хорошо просматривались — отдельные деревья, валуны, кустарник, скальные участки. Мои товарищи тотчас стали фантазировать, сколько времени нам понадобится, чтобы взобраться на одну из этих, почти отвесных, гор.
А мне другое было интересно: по обе стороны монастырской горы бурлят речки, это значит, одна впадает в другую, но каким образом?! И только через полчаса, после разговора с настоятелем и небольшого отдыха, когда мы прошли к монастырскому храму, я увидал, в чем дело.
За храмом гора обрывалась, а на самом ее краю в буквальном смысле висел домик настоятеля, опираясь на небольшой скальный выступ и деревянную конструкцию. Дальний край домика висел над открытой пропастью, а речка, как оказалось, далеко внизу огибала монастырскую гору. Стало быть, настоятель этого маленького монастыря изо дня в день, точнее, из ночи в ночь, ложился спать и вставал в домике, висящем над пропастью! А ведь монахи ночью молятся, значит, он должен был совершать здесь свои правила в любую погоду, даже тогда, когда разыгравшаяся непогода могла разрушить поддерживающую домик конструкцию и обрушить его в пропасть.
— Гамарджобат! — приветствовали мы настоятеля.
— Гагимарджот! — отвечал он.
— Скажите, у вас будет вечером служба, всенощная? Мы хотели бы на службу попасть.
— Будет вечерня, — и настоятель назвал время.
В назначенное время он отворил врата храма и мы вошли внутрь. Все было, как обычно: икон немного, почти все грузинского письма, с характерными грузинскими профилями и яркими красками, искусная кладка свода, полумрак, аскетическая строгость архитектурных форм.
Кроме нас, в церковь зашла женщина, видать, служительница, поскольку сразу заняла место за свечным столиком, и несколько человек паломников-грузин. Только двое иностранцев не решались войти, они с безумными от счастья лицами остались стоять у пропасти, то и дело наводя объективы своих массивных камер на понравившиеся объекты.
На наших глазах паломники-грузины вдруг стали совершать странные манипуляции: они сначала поднимались на возвышение, где, как видно, покоились останки святых. А затем по одному падали ниц и пролезали в сделанном под ракой туннельчике к иконостасу, затем возвращались и еще дважды проделывали то же самое.
Туннельчик и трехкратное пролезание под ним были необычным способом поклонения для русских и украинских паломников. У нас обычно рака стоит на некотором возвышении, над ней на столпах устраивается сень, русская традиция предписывает, подойдя к раке, совершить два земных поклона с крестным знамением и молитвой к святому, затем приложиться к иконе, помня, что честь и поклонение воздается не самим мощам, а Богу, затем вновь сделать земной поклон.
Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что грузинские паломники ретировались. Чуть позже появилась еще одна группка паломников-грузин, все они чинно пролезли под мощами, поклонились, приложились и со спокойной совестью ушли восвояси. А мы-то рассчитывали, что услышим знаменитое грузинское унисонное пение!
Какое там пение, похоже было, что священник будет служить один, ведь кроме нас и настоятеля присутствовала только женщина за свечным столиком.
Он действительно служил один! Сам служу, сам пою, сам кадило подаю, — как любили петь дореволюционные бурсаки-семинаристы. И правда, настоятель монастыря Мецемето возглашал, совершал каждение, читал молитвы, пел на клиросе, совершал каждения. И, что удивительно, каждение такое тщательное, неспешное, молитвенное.
Скажет прошение ектении, и тотчас сам: «Упало шэгвицкалэн!» Новое прошение, и снова: «Упало шэгвицкалэн… Шэн Упало». Конечно, каждому из нас стало ясно, слова эти означают «Господи, помилуй!» и «Тебе, Господи!»
Под конец службы мы даже стали угадывать, что после второго прошения малой ектении «Шэгвэциэн, гвацховнэн, шэгвицкалэн да дагвицвэн чвэн, Гмэрто, Шэнита мадлита», — последует обычное «Господи, помилуй!» — «Упало, шэгвицкалэн!»
Как и положено смиренным паломникам, мы в конце службы приложились к кресту и проделали то же, что перед нами — паломники-грузины. Трижды проползли под мощами, приложились к стеклу над честными главами святых и вышли из храма.
Святых звали Давид и Константин, они были мучениками, как и большинство святых этой земли. На иконе святые мученики в правой руке держали кресты, левая — опиралась на воинские щиты, одеты в кольчуги, а позади духовная кольчуга — золотой фон нетварного света.
Выходя из храма монастыря Мецемето, я в последний раз бросил взгляд на домик настоятеля. Днем и ночью в доме над пропастью произносилось вслух или мысленно «Упало шэгвицкалэн». И как же оставит Господь Своего верного служителя без чудесной помощи Своей, если у него во всем: «Шэн Упало!»


-----------------------------------------------------------------------
подредактировал и вставил окончание рассказика


Последний раз редактировалось: иеромонах Иустин (Чт 22 Ноя, 2007 20:12), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Барон


   

Зарегистрирован: 29.08.2007
Сообщения: 17412
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя, 2007 22:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошо, но мало. Отрывок получился незаконченным.
Дмитрий Георгиевич, Вы - мастер малых форм. Большая редкость в наше время...
Жду продолжения.
_________________
Не следует говорить о том, о чем нечего сказать. (с) Людвиг Витгенштейн
Har du slutat dricka konjak på förmiddagarna, ja eller nej! (c) Karlsson på taket


Последний раз редактировалось: Барон (Ср 21 Ноя, 2007 23:20), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя, 2007 23:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Виноват, исправлюсь. Радость Руси есть пити после службы на такой замечательный праздник!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рустик
Администратор

   

Зарегистрирован: 14.03.2006
Сообщения: 7290
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя, 2007 0:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, Георгич. Побывать в Грузии - моя голубая мечта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя, 2007 9:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть два способа побывать в Грузии. Первый - открыть визу и найти легальную дырку в границе. Второй - принять гражданство Украины и без всякой визы искать легальную дырку в границе. Можно, конечно, и не легальную, но лучше не надо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рустик
Администратор

   

Зарегистрирован: 14.03.2006
Сообщения: 7290
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя, 2007 19:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ничего, Георгич, что-нибудь придумаем. ;-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя, 2007 20:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И он даже не сомневался!
Прошу обратить внимание, окончание рассказика вставил в стартовый пост.

Из окончания темы:
Фото поставлю как-нить, надо сайт восстановить.
Нашел ссылку на повесть о путешествии по Грузии:
http://krokus.org.ua/knigi/jurevich/kavkaz2003.html
С этого сайта:
http://krokus.org.ua/arhivnov.html
К сожалению, другой текст удалили ("временно недоступен") - фрагменты романа В. Строканя "Чорний іній" о приключениях советского десанта на Шпицбергене во время войны (прохождение стенок, ледопадов и др. препятствий).


Последний раз редактировалось: иеромонах Иустин (Вт 10 Фев, 2009 15:01), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 15:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЧАЧА

В каждой душе живет воспоминание о совершенном некогда грехе. Или дурном поступке, злодеянии. Так и у Данилы, стоит ему немного выпить, перед глазами вспыхивают картинки двух знаменитых пьянок. Бр-р-р…
Он хорошо знал, чем заканчиваются грузинские возлияния. Уж больно горячие люди, тем паче сейчас, когда народ живет в нищете, а традиции позабыты. Ничего не стоят обычаи гостеприимства, заиграет кровь, и… Что станется после «и», Данила не хотел знать, он старший, он отвечает за товарищей, вернуться на родину они должны в полном составе. Но обо всем по порядку.
Андрей и Ваня ожидающе смотрели на него. Скажет «нет», возьмут рюкзаки и, под недоуменными взглядами грузин, отправятся в дальнейший путь. Данила взмахнул рукой, указывая на стол: жребий брошен, и будь что будет.
Андрей, Ваня, Дима и Леша усаживались к столу, у скамеек остались только Данила и его «жена» Юля. «Как же так, мы береглись от пьянки с самого начала, но стоило услышать приглашение, и все, слюнки потекли», - сокрушался он. В голове пронеслись события последних часов: утро, они спешат добраться до деревни, чтобы попасть на богослужение, очень уж хотелось послушать грузинское пение. Наконец, вышли к деревне, «гамарджобат», «гамарджобат», «где у вас храм?» - и мужское население деревни сопровождает их. «Где храм?» - спрашивает Данила. Провожатый молча указывает на недостроенный каменный дом: ни крыши, ни окон, ни крыльца. Пока Данила соображал, что означает сей будущий архитектурный шедевр, ребята без стеснения разложились на скамейках, сняли ботинки и стали друг другу заклеивать мозоли лейкопластырем. И Данила догадался: его взгляд наткнулся на кусок выломанной кладки с мозаикой. Значит, этот недостроенный каменный дом и есть та самая церковь, к которой их сопровождало мужское население деревни!
Юля вопросительно смотрела на «мужа». А ведь выпивка с грузинами ведет не только к разборкам. Если уж говорить о традициях, то обычай предков похищать девушку возрождается в стране полным ходом. В целях безопасности они перед выездом в Грузию решили назначить Юле «мужа». Единственной кандидатурой в «мужья» оказался Данила, на правах руководителя, «знатока» Грузии и опытного путешественника. Не богатырь, вроде Вани и Димы, не умный и пронырливый Андрей Сидун, тем более не молчун и полиглот Леша.
В числе мер предосторожности постановили «жене» в населенной местности не отставать от «мужа» ни на шаг, ходить обязательно в юбке, в разговоры не встревать. Самое нежелательное, по мнению грузин-консультантов, это согласие на выпивку, за последствия пьянок в горах консультанты не ручались.
«Ох, Бог накажет», - подумал Данила и взял Юлю за руку. Он неспешно подвел «жену» к столу и усадил ее сбоку рядом с собой.
- Вах, дарагой! - радостно закричал заводила-грузин. – Будишь тамадой, тосты говорить.
- Ну, если надо… - Данила подождал, пока «жене» нальют газированной воды и возгласил первую, приготовленную на такие случаи, домашнюю заготовку. – Дорогие братья! Скажите, вот скажите мне, почему мы сидим за этим столом? Потому что нашлись в этом мире люди, без которых мы не могли здесь оказаться. Они очень любили нас, желали нам только добра. Это родители наши, давайте же первый тост…
Получалось немного коряво, но вкус чачи, запах домашней колбасы, копченого сыра, лаваша, выкопанных в соседских грядках огурцов, помидоров и зелени кружил головы. И откуда только они с их пенсиями в несколько долларов откопали припасы деликатесов?! Данила с ходу придумал и другие тосты: о родине, о Творце, о дружбе между народами, о матери, о детях, о виноградной лозе и хлебе, не забывая подавать из рук в руки «жене» кавказские деликатесы. Хозяевам не обязательно знать правду, да, они толком познакомиться не успели, впервые разговаривали за две недели до путешествия, пусть лучше считают, что у них медовый месяц.
«А она ничего, тощенькая, зато характерная», - подумал Данила, передавая «жене» сыр и лаваш.
«А он ничего, ругательный иногда, а в другой раз обходительный до невозможности», - подумала Юля, на мгновение задержав пальцы «мужа» в своей руке.
«Надо же, жизнь пошла, - Данила слушал общий разговор вполуха, - актерами стали, играем «мужа» и «жену». Пора сматывать удочки, скоро от их вменяемости останутся рожки да ножки».
Ваня и Дима делали страшные глаза. Данила оглянулся: так и есть, Андрей Сидун с Лешей под благовидным предлогом смылись, отдуваться теперь придется им троим. Что там, еще одна двухлитровая бутылка виноградного самогона? И Данила стал потихоньку отливать огненную воду в землю.
«А ведь сами виноваты. Поначалу и слова о выпивке не было, сухой закон, безопасность превыше всего, потом шуточки пошли, мечтания о грузинской свадьбе. Теперь, дай Бог, вырваться».
- Карги! – восклицал заводила.
Повернулся к Даниле, поднес рюмку, и снова: «Карги!».
Данила стал лихорадочно вспоминать, что означает это слово. Самое начало самоучителя, «плохо» и «хорошо». Ага, кричит, еще выпить хочет, итак, «карги» означает «плохо». И Данила отрезал:
- Не карги!
На физиономии заводилы отразилось недоумение, разочарование, страх. Чем он не угодил этому гостю, знатоку родных тостов?!
Данила понял свою промашку. Теперь уж точно, пора, от греха подальше, взваливать рюкзаки на плечи. И уходить в горы, запутывать следы, чем дальше, тем лучше, как бы ни хотелось завалиться на послеобеденный отдых, к которому призывали пройденные по жаре километры, обильная трапеза и кровавые мозоли на ногах.
Как ни странно, пьяных после обеда на бывшем церковном дворе не оказалось. Только выпившие изрядно и симулянты вроде Андрея Сидуна и Леши; и Юля, она не пила совсем, ей «не положено». Покинуть гостеприимную деревеньку, оставить охочих до выпивки грузин, базилику из белого камня, по бедности недостроенную, и мозаичный фрагмент с орнаментом золотого и зеленого цветов, из разрушенной в годы безвременья церкви. Скорее в горы…

Даниил с увесистым рюкзаком на хрупких плечах шел впереди; в руках ледоруб, на голове белая войлочная сванка, за ним разноцветная вереница ребят: «жена» Юля в татарской шапочке и длинной юбке, - в «населенке» она не отступает от «мужа» ни на шаг, - Леша, который не устает на любых переходах, Андрей с компасом и картой в руках, фотограф Дима, и замыкает группу здоровяк Ваня в широченной соломенной шляпе. Такой порядок, - Данила впереди, за ним Юля, Ваня позади, - они старались в «населенке» держать неукоснительно. Другое дело дикие тропы, тут расслаблялись, всю дорогу строем идти как-то нехорошо.
Куда я их веду, зачем, спрашивал себя Данила, и сам же отвечал: подальше от машин, асфальта, компьютеров, ближе к Богу. В памяти всплывали строчки бардов, но вслух петь не хотелось: банально, да и язык заплетается, все ж набрался прилично. Так оставьте ненужные споры… В гости к Богу не бывает опозданий… Если друг… Нет, идем молча, скоро из деревни выберемся, упадем около первого попавшегося ручья, полчасика переждем, и снова в путь. Хорошо, грузины-консультанты предупредили, как вести себя, какие тосты говорить, и о девушке – самое главное. Они тут, в селах, считают, раз девушка путешествует, да еще в брюках, значит, легкого поведения, выкрасть ее имеют право. Вот напиться угораздило…
Всего два раза в жизни Данила напился. Первый раз со случайным приятелем и его подругой, до рвоты, до отвращения к себе. Второй раз на встрече с одноклассниками: там просто передавали стакан, в который регулярно доливали водку. Возмужавшие мальчики почти не закусывали, Даниле не хотелось уж слишком от них отставать, б-р-р. После того зарекся. Что удивительно, соображала голова во время пьянок прекрасно, вот и теперь, Данила забавлял компанию традиционными тостами, следил за «женой» и перемещениями кавказцев, обдумывал дальнейший маршрут.
Таков крест руководителя. Хочешь начальствовать, - изволь вывести всех до единого в цивилизацию в целости и сохранности, иначе трупы и переломы - на твоей совести. Ну напился, с кем не бывает, зато драки нет, к Юле не пристают. Напился, не смог удержаться, успокоил себя расхожей глупостью, будто грузины ужасно обидятся за отказ пить с ними. Вранье! Зато ребята довольны, и грузин уважили, а в церковь попадем еще. И с Юлей в порядке…
Хорошая девка, - подумал Данила, - и вправду, жена с нее получится. Компанейская, работать горазда, ну и симпатичная, ежели приглядеться. «Ой, хочу влюбиться, он не мальчик, с таким интересно. Загадочный», - говорила себе Юля, любуясь видами Беденского плато, куда им предстояло взбираться в ближайшие дни. Данила посмотрел в ту же сторону: на двухтысячники плато надвигались грозовые тучи. Идут мимо, но лучше поберечься, скорее стать лагерем.
- Командор, хорошее место, - сказал Ваня. – Сидун еще одну базилику нашел.
- Палатки станут?.. дрова?.. вода?
- Все есть, на две палатки в самый раз, вода внизу, наверное, там глубоко, - сказал Андрей Сидун.
- Выбирать некогда, боюсь, дождь накроет нас. Ставим палатки… костер, вы с Лешей дежурные?
- Командор, мы там с Сидуном такое нашли…
- Куриная лапка в стене базилики, не знаешь, что означает? – присоединился к вопросу Андрей Сидун.
- Фильмов ужасов насмотрелись? Вперед, чем быстрее поставим лагерь, тем надежнее убережемся от грозы.
Когда они спустились в ложбинку, грозовая туча захватила полнеба, подул прохладный ветер, с каждой минутой надвигалась ночь. Раскаты грома усилились, зарницы полыхали на фоне темного склона Беденского плато, как на ладони.
Воды здесь не было, значит, и в костре отпала необходимость. Данила помог Диме поставить палатку, - в ней спали, кроме Димы, дежурные Андрей и Леша, - спрятал от дождя рюкзак и вместе с Ваней завалился в уютную «командорскую» палатку.
- Э-э-э, жена, ты где? Бегом в палатку, не то молния накроет, - Данила пытался перекричать вой ветра.
Стук капель все усиливался, превращаясь в равномерный гул.
- Эт, Ваня, нам за чачу. Гнев Божий, щас как грохнет в палатку! Одна Юля останется… Куда она подевалась?
- В такую погоду не украдут, - отвечал Ваня, блаженно потягиваясь.
- Видал вашу курячью лапку в стене храма. Наверно, суеверия местные.
В этот момент гром со страшной силой ударил над самой палаткой.
- Молиться надо. Вот те и огненная вода. Ваня, как думаешь, живая она?
- Кто, Юля? Или чача?
- Вы здесь? – в палатку вползла Юля, живая и здоровая. – Я ужин принесла, дежурные приготовили. Раздвигайтесь.
Данила не мог пошевелиться, пройденные километры и чача не прошли даром. Зато языком еще мог ворочать:
- О, жена! Мы боялись, что потеряли тебя… Молния грохнула… Ты точно живая?
- Вот, потрогай, - Юля протянула шершавую от походных трудов ладошку. – В десяти шагах молния прошла, я так испугалась.
- Все, чачу больше не пьем, а то Юлю потеряем.
- Командор, завтра поднимаемся на плато?
- Человек предполагает, а Бог – сам понимаешь. Сперва переживем грозу. Юля, ты мокрая, переодевайся, моя голова отвернулась.

Путешествие закончилось благополучно. Фотограф Дима наснимал кучу великолепных пейзажей, особенно ему удались снимки древней столицы Грузии Мцхеты и Беденского плато. Андрей Сидун разыскал несколько базилик и руины средневековой крепости. Богатырь Ваня успешно боролся с высотами, мозолями и собственным весом. Леша всерьез заинтересовался грузинским языком, отобрал самоучитель и осваивал необычные для славянского уха звуки. Маршрутно-квалификационная комиссия поход засчитала и присвоила пятерым третий разряд, а Даниле, как руководителю, второй.
Юля в самом конце путешествия забралась на сыпучую скалу, откуда не могла лезть ни вверх, ни вниз. Андрей Сидун бросился ее выручать и по небрежности запустил сверху здоровенную каменюку. К счастью, та прошуршала совсем близко, не задев девушку. Данила не мог к ней приблизиться, но успокоил, подсказал дорогу, одним словом, грузины не смогли ее выкрасть, молния прошла мимо, и на скале не убилась. В одном городке к югу от Беденского плато представитель местного криминального мира начал было торговаться за нее, но ничего у бандита не вышло: они сели в маршрутку и через два часа прибыли в Тбилиси.
В Данилу Юля не долго влюблялась, на родной земле она вышла из роли «жены», как Данила – «мужа». Вскоре вышла замуж и родила девочку.
Данила никогда впоследствии не напивался, каждый раз будто некая сила его удерживала, сберегая трезвость души. Но к чаче относился с уважением: тот же коньяк, но покрепче и с маслами сивушными. Чача напоминала ему об одном наглядном уроке, цена которому – жизнь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 15:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ночь вдали от снежных пиков

В Грузию я отправлялся не только ради встречи с архимандритом. Хотелось тамошние церкви увидать, изнутри почувствовать сердце Кавказа. Хотелось среди лета набрать пригоршню снега; уж так я горы люблю, а любовь, она необъяснима, люблю, и точка.
Архимандрита я узнал по его книгам. Но одно дело общие книжные советы, совсем иное – получить ответ на личный вопрос. Как жить, кем быть? Не картографом, не редактором, – а в то время я редактировал карты и атласы, – сомнений нет, а если... Об этом даже себе самому боялся признаваться… Дома спросить о духовном пути не у кого, а тут живет человек опытный, искушенный.
Подробности путешествия опускаю, к делу они не относятся, хоть и подмывает описать Дарьяльское ущелье. От Казбеги решил идти пешком, уж очень хотелось подольше видеть настоящие, не игрушечные горы. Внезапно, лишь скрылось солнце, их затянуло дымкой, с вершин потянуло холодом, а там и тьмой обволокло, по жилам пробежал страх. Суровые горы, вековечные.
Утром съехал через перевал в долину, а там через Тбилиси добрался до монастыря. Оказалось, архимандрита перевели, таков удел священнослужителей – ходить в послушании у старших. О новом месте служения не стал дознаваться, пора домой ехать. Так слишком часто случается в жизни: хочешь многого, довольствуешься малым, лучше синица в руках, чем журавель в небе. Не вышло архимандрита повидать, зато своими глазами увидал древнюю православную страну. Еще б доставить себе радость снежок в руках подержать на высотах Кавказского хребта, да хинкали заказать с вином у подножия Казбека. А радости, как известно, предшествует страдание.
На окраине грузинской столицы я собирался голосовать попутку и автостопом подняться в Казбеги. И попутка не просто остановилась, водитель видавшей виды иномарки поставил на крышу канистру – знак проезжающим, что с ним срочно нужно поделиться бензином.
- Что, не хотят выручить бензином? - решился заговорить с водителем, втихаря надеясь, что он-то и возьмет в сторону границы.
Услыхав, откуда я приехал, водитель немедленно задействовал законы грузинского гостеприимства, тут и «гэнацвали», «будешь помнить о нашей встрече всю жизнь», и: «у каждого грузина есть две вещи – женщина и вино». А поскольку женщины в машине не оказалось, пришлось отдуваться вином, с традиционными тостами, с заверениями в дружбе. Пока подоспела канистра с бензином, мы сдружились ровно на две пластиковые двухлитровые бутылки вина, а третья перекочевала в мой рюкзак. Новый друг бывшего обладателя трех бутылок вина, то бишь я, погрузился на переднее сидение и мы наконец-то поехали.
Куда – неизвестно, друг доставит именно в то место, откуда я быстро уеду к границе. Не то слово – поехали. Мой кавказский друг выжал из иномарки все сто восемьдесят, и вскоре мы зачем-то припарковались у полицейского поста. Друг-водитель ушел, приказав мне ждать. Потянулись минуты, часы, некто вежливо-боязливо подошел ко мне, сказал «гамарджобат», я рассеянно ответил тем же, услышал непонятную скороговорку, сказал: «не понимаю». Тогда незнакомец по-русски спросил, чья машина. А что ему ответить, пожал плечами, сам раздумывал, то ли мент он, то ли бандит.
Водитель вернулся злой-презлой, плюхнулся в кресло и дернул с места так, будто на самолете взлетели. Ага, бандит, подумал я.
Помчались зачем-то в Тбилиси, прижали к бровке КАМаЗ, остановились. Друг выскочил из машины, стал орать на водителя грузовика, страшно размахивая руками, а под конец перешел на плевки. Заплевал дверцу кабины, а работяга все отнекивается по-своему. Ага, полицейский, значит.
На такой же бешенной скорости мы снова из Тбилиси рванули в сторону Мцхеты.
- Здесь идут машины на границу. Вам помогут остановить, - полицейский, бандит и друг в одном лице показал на невзрачную фигуру стража порядка.
Как завороженный, я не отрываясь наблюдал за действиями тщедушного полицейского. На проезжающие автомобили тот реагировал по-разному. Едет авто, полицейский свистит, авто притормаживает, страж порядка хватает протянутую купюру в один лари, и машина удаляется. Или не свистит, авто останавливается добровольно, денежка перекочевывает в карман полицейского. Иногда машина проносится мимо, никакого свистка, значит, не груженый. А раз случилось, авто пронеслось мимо под свист моего знакомца, и тотчас за дерзким нарушителем отправилась погоня. Возвращение полицейской машины через полчаса напоминало триумфальное шествие: из кабины вывалились сияющие чины в погонах и проследовали в будку автоинспекции. Будто молодожены, полицейские чины до самого утра безвылазно праздновали удачную поимку нарушителя.
А мы с младшим чином до утра собирали лари. Вдохновенный делатель ночного мздоимства исправно клал деньги в карман, я сочувственно наблюдал, с каждым часом все яснее понимая, что стою не там, где надо бы стоять. Хотелось выть: в окрестностях Мцхеты жил монах Шио, к нему за едой и лаской приходил волк. Наверное, древнему хищнику не хотелось так выть, как мне.
Скорее в горы, и я, только рассвело, бросил рюкзак на плечи. Там не увидишь откровенного разбоя на дороге, там ближе небо, там шумит Терек, там снег. Господи, хочу снега…
Далеко идти не пришлось, меня подобрала одна попутка, другая, на очередном блокпосту остановили маршрутку. И окончилось путешествие, как мечталось: у подножия горы Казбек, на столе хинкали, лаваш и вино от друга, грозного гонителя ночных КАМаЗов.
Ни один вопрос не остается без ответа. Не обязательно услышать его, достаточно узнать, что ответ пришел. Так и у меня вышло. Годы спустя узнал: ту ночь на посту грузинской автоинспекции я провел в каком-то получасе ходьбы от места слияния Куры и Арагви, в Мцхете, куда перевели архимандрита. И о мне молился он, ведь монахи молятся о всем мире, особенно об одиноких путниках, стоящих на развилке жизненного пути. Как же не помолиться о нем монаху, насельнику святынь, помнящих проповедь святой Нино?!
Значит, получен таки ответ. Через два месяца после ночи на посту автоинспекции и обеда под снежным пиком Казбека я успешно сдал вступительный экзамен в богословский институт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 15:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Избранные фото похода 2006 г.: http://www.gallery.eparhia.org/categories.php?cat_id=10&sessionid=a0a7f091a11923e403e050416f0ee59d
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Зоя Авер.


   

Зарегистрирован: 09.07.2008
Сообщения: 193
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 17:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень понравился второй...
Вспомнились Граждане неба...
Поездки в Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 18:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То есть "Ночь вдали от снежных пиков"? В "Чаче" изменен первоначальный замысел, скорее всего, перепишу его с названием "Базилика". И восстановлю в ближайшее время рассказ, полностью посвященный архимандриту - "Лоскуты кожи".
"Граждане неба" - что-то очень знакомое.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Зоя Авер.


   

Зарегистрирован: 09.07.2008
Сообщения: 193
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 19:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дмитрий Георгиевич писал(а):
То есть "Ночь вдали от снежных пиков"? .


Да.

Дмитрий Георгиевич писал(а):
И восстановлю в ближайшее время рассказ, полностью посвященный архимандриту - "Лоскуты кожи".


Будем ждать.

"Граждане Неба" Валетнин Свенцицкий
http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/sventsitskij_grajdane_neba1-all.shtml#a1
Пустынников, конечно, уже не найти, но природа не меняется;)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 10 Фев, 2009 21:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А, ну конечно! Читал. И "На горах Кавказа" читал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Сб 30 Май, 2009 18:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удаленный ранее рассказ "Лоскуты кожи" восстанавливаю.

ЛОСКУТЫ КОЖИ

«Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мiр не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу»
Священномученик Игнатий Антиохийский,
«Послание к Римлянам»

— Вы едете в Цхнети?
— Еду в Цхнети. Через, — водитель маршрутки взглянул на часы, — десять минут.
— О, хорошо, а то я ищу маршрутку на Цхнети и не нахожу. Скажите, от Цхнети до Бетании близко?
— А вы на Бетанию? — и водитель в один миг преобразился.
Подходя к этой маршрутке, которую я так долго разыскивал, расшифровывая рукописные грузинские буквы, меня поразило лицо водителя. Настолько он казался апатичным, даже безжизненным, и вот, при упоминании о Бетании, он вскочил с водительского кресла и в его глазах зажегся огонек интереса к жизни.
— Да, я там не был, не знаю дороги, не подскажете?
— Хотите, повезу вас прямо в монастырь? Только, — водитель замялся, надо два лари заплатить. Понимаете, машина не моя.
В тот момент мне показалось, что два лари что-то решают, ведь денег было в обрез, а сейчас понимаю: в Бетанию надо было попасть этому водителю, позарез попасть. Но я отказался.
— Значит, в другой раз поеду туда. Брат у меня там, Вахтанг зовут. Если увидите его, передайте ему, его брат Тенгиз помнит его и передает ему привет.
— Обязательно передам.
Выходя из маршрутки в Цхнети, курортном селении, возвышающемся над Тбилиси на 400-500 метров, я еще раз пообещал Тенгизу, что все передам Вахтангу, если увижу его.
— Передайте, брат Тенгиз помнит Вахтанга. Запомните имя — Вахтанг?
— Запомню. Вахтанг Кикабидзе! Запомню.
— О, Вахтанг Кикабидзе, точно!
И с добрым напутствием водителя маршрутки Тенгиза я стал подниматься по шоссейной дороге в гору. Конечно, не забуду имя Вахтанг, ведь это не только имя певца доперестроечных лет, это имя основателя Тбилиси Вахтанга Горгасали.

Для кого-нибудь Грузия означает вино, чачу, чай, шашлыки, лаваш и хачапури, но ведь это удивительная кавказская страна! Православная страна, хоть и прокатился по ней каток советской власти.
Готовясь к поездке, уже тогда я понимал, что Грузия — это Мцхета, это старый Тбилиси, это высоченные горы, это Бетания, куда я направлялся, это архимандрит Лазарь, христиане нашего времени и целый сонм святых Грузинской Церкви. И в этом сонме святых, что удивительно, самыми почитаемыми были святые жены — равноапостольная Нина, мученица Шушаника, великомученица Кетеван, святая царица Тамара. Что еще более удивительно, на протяжении первых столетий после принятия христианства почти все святые древней Иверии были негрузинского происхождения. Святая Нино, святый мученик Або, святые монахи, ученики преподобного Симеона Столпника, — Иоанн Зедазнийский, Шио Мгвимский, Давид Гареджийский…
Еще в поезде я не мог не почувствовать, что в Грузии меня ждут. Один из водителей, которые, будто орлы кавказские, набрасываются на пассажиров, выходящих на вокзале Владикавказа, когда узнал, что я собираюсь в Бетанию, расчувствовался донельзя.
Оказалось, в детстве он жил в селе около Бетании и по праздникам с семьей ходил в монастырь. В то время в Грузии не было ни одного действующего монастыря, и Бетания не исключение. Монастырь святой царицы Тамары, — ведь она бывала в Бетании, какое-то время жила там, отдыхая от придворной суеты, — превратили в музей. При этом музее жили смотрителями два бывших монаха, они тайно совершали богослужения: люди из окрестных сел знали об этом и приходили на праздники. Быть может, знали об этом и органы безопасности, но великодушно закрывали глаза на такие нарушения музейной трудовой дисциплины.
Само собой разумеется, водитель, для которого Бетания была малой родиной, тотчас сбросил цену. Ведь великодушие и гостеприимство у грузинов в крови, что я почувствовал даже в те годы, когда страна жила в полной нищете.
Да, меня в Грузии ждали, надо было только немного прислушиваться к окружающему меня миру. Например, в Мцхете! Много веков назад в древней столице Иверии подвизались святой Иоанн Зедазнийский и его ученики. Монастырь, основанный неподалеку от Мцхеты святым Иоанном, назвался Зедазени. Другой монастырь основал преподобный Шио — Шиомгвими.
По древнему преданию, к сирийцу Симеону, по-грузински Шио, обитавшему в пещере, голубь приносил хлеб. Около него стали селиться иноки, подражая святой жизни Шио. Дикие звери стали причинять вред монахам, и тогда святой, жалевший и монахов, и зверей, стал молиться, чтобы звери собрались к нему. Когда звери вместе с детенышами пришли к нему, он сказал им: «Господь избрал это место для людей, чтобы они прославляли Его. Идите и впредь не причиняйте им вреда». Звери так и сделали, а одинокий волк остался с монахами пасти монастырские стада.
Волк принимал хлеб из рук святого Шио и монахов. На иконе преподобного святой Шио одет в схиму, в руке посох и свиток Писания, из другой ладони поднимается дымок ладана, у босых ног скалит пасть верный волк, позади внизу облака, горы и речка. И как же вид монастыря издали напоминает о своем святом основателе! Купольная церковь шестого века по цвету неотличима от скал, но строгим очертанием притягивает к себе взор. Облака спускаются вниз, покрывая скалы и касаясь купола церкви.
Святой Шио Мгвимский, моли Бога о нас! Продираясь сквозь заросли ущелья реки Вере, в котором стоит Бетания, я мысленно обращаюсь к преподобному, молю избавить меня от цепких объятий кустарника, впивающегося в одежду и рюкзак, исполосовавшего руки и лицо.
Святая Нино, святая Тамара, молите Бога о нас! По крутому склону я сбрасываю рюкзак на веревке вниз, затем и сам спускаюсь к речке, цепляясь за деревья. Прости, Вахтанг, прости, Тенгиз, не видно нигде монастыря, скать надо.
Интересно, волки тут есть? Вот людей не видать. Если есть волки, надо бы почаще возносить молитву святому Шио, а он уж попросит за паломника у престола Господня, чтобы волки обошли стороной. Хотя нет, какие тут волки?! Десять километров по прямой от Тбилиси, а если по речке, то, допустим, на двадцать накручивает. И это брат брата не может за столько-то кэмэ повидать! Э нет, не те нынче волки, похоже, волки в столицах живут и не нужен им хлеб от Шио Мгвимского. У них свой хлеб…

На следующий день довелось подняться вверх, расспросить людей и здесь-то, перевалив через отрожек вдоль меньшего ущелья, я вышел на монастырь. Храм четко выделялся среди лесного моря, усеявшего этот северный участок Триалетских гор. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Храмы Грузии вырастают из скал, другие из полян, усеянных цветами, третьи — из непроходимого леса. И каждый раз замираешь, глядя на это чудо, будто каменная свечка поднимается к небу. Так вот, Бетания вырастала из леса, покрывавшего склон над ущельем.
Открыли храм, монах стал читать Псалтирь, а я разглядывал иконопись архимандрита Лазаря. Чтобы читать его письмо, необходимо хорошо ориентироваться в событиях Священного Писания. Небольшие по размеру иконы отца Лазаря занимали ряд на южной стене, а на столпах, как обычно в Грузии, — святая Нина, святой Георгий, а также святая царица Тамара.
У врат монастыря обменялись приветствием с монахом, он спросил меня:
— Откуда будете? Как вас к нам занесло?
— С Украины, вот, узнал о вашем монастыре…
— С Украины, а с какого города?
— Из Киева.
— Из самого Киева?! О! Я был в Киеве.
— Были?
— Был в Киеве, на Крещатике рулетку крутил.
Монах, когда-то промышлявший рулеткой на Крещатике, обещал позвать Вахтанга, как только тот освободится.
И через полчаса пришел послушник Вахтанг. Он был маленький, сгорбленный, по виду старше своего брата. Как только я передал ему привет от брата и его обещание навестить его, Вахтанг точно так же осветился радостью, как накануне его брат Тенгиз. Особенно умилило Вахтанга мое украинское «г», которое мне неохота было корректировать под великорусский выговор.
— О, Украина, говорите, говорите еще!
Почему-то Украина умиляла его, а Тбилиси, вся прошлая его жизнь до поступления в Бетанию, вызывала содрогание.
Напоследок он сказал мне: «Любите! Любовь может все!» И мне эти слова простого послушника очень дороги, дороже слов маститых священников и искушенных в логических построениях ученых. Наверное, Вахтанг выстрадал свою любовь, и его брат знает, вернее, чувствует, почему к Вахтангу надо ехать.
В последний раз поднимаю глаза, вот древний храм, вот фрагменты старинной кладки, здесь молилась святая царица Тамара, здесь молились два монаха, ставших для мира музейными работниками, а для окрестных крестьян — предстателями пред Господом. Здесь архимандрит Лазарь написал иконы, здесь он молился с братией, в монастыре, который он называл Домом бедности.
Сюда отец Лазарь возвращался с Афона, полный решимости шаг за шагом приближать уклад Бетании к образцам афонских обителей и монастырей древности. Это значило, что в обители восстанавливалась древняя практика, сохранившаяся на Афоне, исповеди помыслов. Восстанавливалась общежительная дисциплина, послушники принимались только такие, которым монастырский устав не будет в тягость.
Трудно сказать, насколько архимандриту Лазарю удалось устроить общежитие в Бетании по афонским образцам. И спросить было не у кого, ведь отца Лазаря куда-то перевели. Куда — этого Вахтанг не знал.

Прошли годы после путешествия в Грузию, и как-то сами собой собрались в одну мозаику разрозненные сведения о бывшем настоятеле Бетании отце Лазаре, о самом монастыре и о послушнике Вахтанге.
Поначалу отец Лазарь получил светское образование, очень скоро он разочаровался, мирские привязанности ему стали тягостны и он стал послушником Почаевской Лавры. Друзья звали его назад, в мир, там было весело, там были женщины, музыка, вино, деликатесы и интеллектуальная пища. Но для человека, радующегося о Господе в молитве и таинствах, все эти мирские соблазны превратились в ничто.
Отец Лазарь отправляется в Грузию и восстанавливает древний монастырь — Бетанию. Православная Грузия в те годы лежала в руинах, и первый монастырь, который удалось восстановить, — это как раз Бетания. Но оказалось, построить монастырь намного легче, чем наладить духовную жизнь обители по древним образцам.
Архимандрит Лазарь отправляется на Афон в надежде научиться тому, что по-прежнему преизбыточествует на Святой Горе. За чем приезжают паломники со всего мира, и чем щедро делятся афониты. К своему удивлению, архимандрит ничего нового для себя не нашел, афонские монахи попросту в точности следовали древним уставам, наверное, к этому располагает сама земля — Удел Божией Матери.
Старец Паисий Святогорец сказал отцу Лазарю, что хорошо бы ему пожить здесь подольше, и лучше в малой обители, где меньше монахов и не так много паломников. «Не надо унывать из-за того, — говорил схимонах Паисий, — что монастыри неустроенны и в целом в жизни народа Грузии такое неустройство, на все надо время, постепенно все наладится».
Не известно по каким причинам, но отец Лазарь оставил Бетанию. Здесь остался возрожденный его трудами храм, остались прекрасные, канонически строгие иконы. Остались братия. А сам архимандрит, как оказалось, окормлял женский монастырь святой Нино Самтавро. Но Самтавро — это Мцхета, первая столица древней Иверии, именно сюда меня привезла попутка, но я постарался поскорее уехать в Тбилиси и Бетанию. Поскорее оставить Джвари, Светицховели, Самтавро, Зедазени и Шиомгвими.
Выходит, сам виноват! И еще вспоминаю детективный эпизод на обратном пути. Некий милицейский чин, либо мафиози, я так и не разобрался, — подвозил меня после того, как мы с ним добре выпили вина за вечную дружбу. Он сказал: «Вот теперь ви не забудите этого. Мы выпили здесь с вами вина, и теперь мы друзья!» И как же забыть?! Мы на бешенной скорости ночью гонялись за киким-то камазом, оба водителя орали друг на друга и плевались, а потом он отвез меня снова в Мцхету!
Но довольно о совпадениях, о не сбывшихся встречах. Впоследствии отец Лазарь перешел в небольшой монастырь в Тбилиси на берегу озера и ушел в затвор.
Однажды около храма великомученика Георгия Победоносца в Украине мне повстречался иммигрант из Грузии. Один из тех, которых немало обретается в России и Украине. Судя по кровоподтекам на его лице, он занимался не совсем честным бизнесом.
— Что это с тобой?
— Да… играл, — отвечал он.
— Карты?
— Карты.
— Шулерствовал, что ли?
— Да, это мой хлеб.
— Хлеб, говоришь? А чего уехал, чего ты на Украине хорошего найдешь?
— Работы нету. Все едут. Теперь не могу, долги.
— Есть кто помочь тебе из своих?
— Есть, я бы вернулся…
— Сакартвэло!
— Сакартвэло! Эх, хорошо вернуться.
— Был я в одном монастыре в Грузии, живут как-то люди…
— А монастырь какой?
— Бетания.
— Бетания! Я знаю Бетанию, там друзья у меня!
— Когда я там был, один монах говорил, что занимался рулеткой на Крещатике в Киеве. Ты знаешь его.
— Знаю.
— А настоятель теперь не архимандрит Лазарь. Не знаешь, кто? И еще, Вахтанга не знаешь?
— Знаю Вахтанга. Отца Лазаря не знал. А настоятель сейчас — бывший вор в законе, знаю его.
— Вор в законе, значит… Ага, так Вахтанг?
— Вахтанг тоже…
Когда в следующий раз я побывал в Бетании, то не забыл спросить, где Вахтанг. Очень мне не хотелось, чтобы он снова ушел в мир и стал заниматься тем же, чем занимался раньше. Вахтанг, сказали мне, перешел послушником в другой монастырь, в Зедазени под Мцхетой.
И последний камешек в мозаике о Бетании, архимандрите Лазаре и послушнике Вахтанге. Как-то раз в тепле московской квартиры я сидел на старинном кресле, окруженный многочисленными пейзажами и портретами на стенах, окруженный старомосковским радушием хозяина. Разговор зашел о Грузии, Бетании и бывшем настоятеле этого монастыря.
— Знал я отца Лазаря. Когда он стал священником, он срезал на руках наколки.
— Архимандрит Лазарь? Наколки?
— Да, у него много наколок на руках было.
— А зачем? И как?
— Священнику надо служить Литургию, таинства. Наколок много на руках было, и, если б кто-то увидел, то людей это могло смутить. А как срезал? Так и срезал, вручную.
Мне не хотелось представлять это — лоскуты кожи… ножом, нет, лезвием. А потом подумал: но черноту со своей души срезать еще труднее…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вс 22 Ноя, 2009 0:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отредактированные тексты цикла выложены здесь:

Ночь вдали: http://omiliya.org/comment/reply/1176#comment-form

Упало шэгвицкалэн с фотами: http://omiliya.org/content/upalo-shegvitskalen.html

Лоскуты кожи: http://omiliya.org/content/loskuty-kozhi.html

Черная корова тут обитает: http://www.chayka.org.ru/forum/viewtopic.php?t=11444

Кое-что еще прибавится, надеюсь, в этом году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 02 Июл, 2013 17:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Возобновляю публикацию кавказского цикла.

Хлеб

Ключи не дали, значит, стучать необходимо. Администратор сказала, в номере постоялец. Я и стучу.

Пять минут, десять. Куда вышел постоялец, а если с ключами, то когда вернется? Ну и попал!

У меня экзамен завтра, между прочим, по богословию. Гостиница недалеко от храма, да и школа, где экзамены принимают, близенько. Хотел отдохнуть, сил набраться, почитать на сон грядущий учебник, десять минут стучу, пятнадцать.

Слышу, в комнате легкий переполох. Бегают, кричат что-то приглушенно. Недаром, выходит, администраторша внизу мялась, говорила поначалу, что нет мест, потом одно место в двухместном номере вдруг нашлось, я проплатил стоимость проживания и…
Дверь открылась. В проходе, занимая все его пространство, стоял мужик в трусах. Вся его фигура и кавказская физиономия выражала детское недоумение, будто человека незаконно лишили любимой игрушки.

Внезапно дверь приоткрылась чуть шире и из номера выскочила женщина. Ее бегство произошло столь стремительно, что я не успел ее разглядеть. Тем паче все внимание мое было приковано к исполинской фигуре в двери.

- Меня в этот номер подселили. Простите, я, кажется, вам помешал?
- Что ви, нэт, свабодно, - проговорил с кавказским акцентом исполин с огромным животом, освобождая проход. – Только…
- У вас гостья?
- Ви знаете, я нэ магу бэз жэнщин. Ви располагайтэсь, пажалуйста.

Так мы и познакомились. Его зовут Гога, он без женщин ночью просто изнывает, потому мы прощаемся до утра, Гога куда-то звонит, какой-то его друг кого-то ищет, и мы имеем минуту, чтобы пару слов сказать о себе.

Гога живет в Днепропетровске, торгует нефтепродуктами, а родился он в Грузии. Он еще что-то хочет сказать, но внизу приехало такси, и он торопится отбыть по своим неотложным ночным делам.

И я оказался в одноместном номере. Правда, его обстановка немного растрепана, стол завален объедками. Зато я могу спокойно достать учебники.

Приходит утро, рассвет, приходит Гога.
- Ай, прастите, я ее прасил, что нэ адин…
Сели за стол. Я достал свои продукты, он выложил свои. Режу хлеб, кладу буханку на край стола, на бок.

- Так… нэ так… праститэ, хлэб. Нужна…
Смотрю не хлеб, не понимаю. Он снова пытается объяснить. Наконец понимаю, ставлю его ровно. Он радуется, благодарит. Похоже, ночная неприятность и мой рассказ о богословском институте подвигнули его в сторону благорасположения.

- Хачу вас сказат. Ви паслушайтэ мэнэ. Я хачу убит чэлавэка.
Гога заплакал.
- Как, убить?
- Он убил маэго брата. Он сбил на машинэ маэго брата. И нэ астанавился. Брат застрял пад бампэром, он киламэтр так с ним ехал. Я хачу убить его.
- Убийство – страшное зло. Давайте так, пусть его, этого убийцу вашего брата, Бог рассудит. Не надо нам судить.
- Давайтэ.
Он снова плачет.
- Я давно нэ видэл радитэли. Памагитэ, ви жэ учитэсь…
- Давайте помолимся.
- Давайтэ. Как?

Он грохается на колени, я ставлю иконку на столик и читаю молитву.
Перестал плакать.
- Не будете убивать?
- Нэ буду. Пайду к маим радитэлям, а убивать нэ буду.
Я аккуратно завернул хлеб и оставшиеся продукты. Пора было настраиваться на экзамен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вт 02 Июл, 2013 17:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чудо-лекарство

Регина была бабушкой по-доброму хитрой. Доброй – потому что в последние годы ее жизни я видел перед собой настоящую подвижницу, готовую по первому зову пойти на помощь. Заболела бабушка внучки, заболела невестка, заболела другая невестка, и Регина все бросает, забывает о своих тяжелейших хворях, диабете, сосудах, гипертонии и прочем, прочем. Лишь бы ее любимые внучек и новорожденная внучка, - лучшая память о недавно похороненном сыне, - радовали ее слух, взор, сердце, лишь бы они пребывали в любви и постоянной заботе.

Хитрая – потому как старалась передать мне все свои знания, все душевное богатство, причем совершала свои хитрые подвиги незаметно, как ни в чем не бывало. Одна из ее идей фикс – ввести меня в высшее общество, то высшее общество, в котором она обитала, невзначай называя имена народных, заслуженных и просто удивительных мастеров искусства.

Одной из высших точек ее воспоминаний стал Дагомыс: горы, море, художественная и какая-то полуфантастическая элита, собравшаяся там. Смутно догадываюсь, что эзотериков там набралось по два-три на каждого коренного жителя, однако для нее Дагомыс дорог, ведь он послужил ей неким началом, точкой отсчета в духовных поисках.
У подруги Регины - рак кожи. Подруга – скульптор, и я воочию лицезрею выполненные в человеческий рост гипсовые скульптуры, вылепленные, вероятно с натуры небогатых студенток художественного института. Телеса студенток, в отличие от их финансовых возможностей, отличались богатством форм, и почему-то ни с каким музеем эта мастерская не могла сравниться. Хозяйка, недугующая смертельно опасной болезнью, любезно провела меня среди соблазнительных форм и объяснила план, составленный ею совместно с Региной.

План состоял в следующем. Я немедленно отправляюсь в Хосту, - это такой городок меж Адлером и Сочи, - в гости к одной даме, общей подруге Регины и болящей скульпторши. Она должна выделить какое-то секретное лекарство, я его забираю и возвращаюсь в Киев. Во время пребывания на Кавказе я живу у медицинской дамы и, что не менее важно, налаживаю с ней добрые отношения с целью регулярного провоза на Украину чудо-лекарства.

Сажусь на прямой адлеровский поезд, еду, рассчитывая и свои планы реализовать в дополнение к основной программе.
Встречаемся с дамой. Она предупреждена и встречает меня радушно, отводит мне комнату в ее квартире, усаживает за стол и принимается расспрашивать. В двух словах излагаю суть дела, ссылаясь на ее дагомысских подруг.

- Вы должны понять, как работает лекарство. Это важно.
Далее последовала целая лекция об открытиях в области криомедицины, о ее революционных изысканиях, о чудо-лекарстве, действие которого она испытала на себе самой.

- Это важно! Вы не можете себе представить…
Я и правда себе не представлял и никоим образом не собирался ей противоречить.
- Скажу вам так. Я татарка, мусульманской веры. Но вера не запрещает мне познавать истину. Открываю Библию, и расшифровываю все, что необходимо знать.
- Что именно? – я уже догадываюсь, о каких истинах она надогадывалась, но интересы дела заставляют разговаривать вежливо.
- Библия говорит о холоде! Я открыла в Библии криомедицину, и Коран то же самое подтверждает.
В дополнение к основной лекции пришлось выслушать околонаучные рассуждения о принципах криомедицины, траволечении, уринотерапии и снова о Библии.

- Вы, наверное, на пляж пойдете, поезд не скоро.
- Вряд ли, я не по тем делам. Хотелось бы горы увидеть.
- Замечательно! Поедемте завтра с утра в горное село, и горы увидите, и чаю нарвем. Совместим приятное с полезным.
Утром сели на местный автобус; один взгляд на него заставлял сомневаться в его способности вывезти нас высоко в горы, но автобус, хоть и с трудом, поднял нас наверх.

- Здесь заброшенная плантация чая, адлеровский совхоз распался, поле забросили, и оно растет себе потихоньку, - объясняла криомедицинская дама.

Стали собирать кончики листочков, захотелось побольше в Киев гостинцев привезти. Спустились вниз снова на стареньком автобусике и приступили ко второму пункту чайной программы. Теперь его следовало просушить.

Гор на чайных плантациях мне не хватило, до поезда целый день и утро, я ушел бродить по окрестностям, обнаружил церковь, заказник, горный ручей. Утром попал на Литургию и решил, что поездка удалась на славу: в горах побывал, морем дышал, горным лесом, родным церковным ладаном.

Отдал выданную мне сумму в американских долларах, , собрал подсушенный чай, попрощался с дамой, изобретательницей и толковательницей и сел в обратный поезд.

Чай по цвету, запаху и форме напоминал настоящий, однако же такого вкусного я не пробовал. В Киеве раздарил друзьям, все хвалили. Просили еще. Но в дальнейшем в гости к криомедицинской даме я не ездил. Пришлось покупать чай в магазине.

Сошел на одной из станций по дороге домой, решил к духовнику наведаться. Время приема давно истекло, подъехал чуть не в девять вечера, а батюшка обычно до шести принимает.

Звоню, захожу, выходит келейник. Объясняю просьбу: возвращаюсь с Кавказа, хотелось бы…
- А знаете, батюшка может и принять сейчас. Хотя сегодня не принимал.
И правда, через минуту вижу седовласого девяностолетнего страца. Он насторожен, с ходу спрашивает:
- Что у тебя? Давай, рассказывай.

Объясняю в двух словах, как киевские бабушки собрали деньги и отправили меня к одной даме за чудо-лекарством. Дама оказалась мусульманкой по происхождению и… Кто она по убеждениям, я затруднился сказать. Хотят, чтобы я возил на Украину лекарство, оно помогает от рака, от многих тяжких болезней…

- Брось, забудь ее, - строго выговорил батюшка.
- Не надо возить лекарство?
И правда, бином Ньютона, как это я раньше не догадался, чего доброго принесет расшифровщица Библии, выводящая из Священного Писания криомедицинские формулы? То же самое с математической точностью эвклидовой геометрии, что вещали прорицательницы на Дагомысе, каковых собралось по две-три на каждого коренного жителя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
иеромонах Иустин


   

Зарегистрирован: 02.07.2007
Сообщения: 3457
Откуда (город): Херсонская губерния, Херсонский уезд, Качкаровская волость

СообщениеДобавлено: Вс 01 Дек, 2013 16:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Это обложка сборника "Лоскуты кожи". В сборник вошли рассказы и очерки северного цикла, кавказского и киевского, а также "притчи".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Слободан
Модератор

   

Зарегистрирован: 04.02.2007
Сообщения: 23813
Откуда (город): Калининград, Лутугино, Шахтёрск

СообщениеДобавлено: Пн 02 Дек, 2013 12:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

иеромонах Иустин писал(а):

Это обложка сборника "Лоскуты кожи". В сборник вошли рассказы и очерки северного цикла, кавказского и киевского, а также "притчи".


Сборник распространяется в российских интеренет-магазинах или доступен только на Украине?
_________________
"Цивилизация без воскресения Христова - это бессмысленные и безысходные страдания сотен поколений, живущих и умирающих под серой плитой безразличного неба"
(Юрий Максимов, писатель и дьякон)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Паломничества, путешествия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Rambler's Top100
Реклама


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group