«Большой город» опросил 600 школьников о том, кого бы они исключили из курса литературы.
Ответы, признаюсь, во многом порадовали.
Во-первых, школьники не такие тупые, как о них пишут старые пердуны (а это не столько возраст, сколько мировоззрение) в консервативных и патриотиццких изданиях и несмотря на верещание дебилов в комментариях про «дебилизацию». Вопреки ожиданиям, не все ответы были в стиле: «э-э-э, ну он, типа, ну мутный какой-то, короче!» Некоторые, несмотря на все старания школы, умеют выражать свои мысли.
Во-вторых, очень радует то, что антирейтинг возглавили чудовищно переоцененные Толстой и Достоевский.
Вот несколько понравившихся ответов:
«Исключать надо Льва Толстого с романом «Война и мир». Его шовинистские взгляды серьезно настораживают. Роман просто пропитан пренебрежением к женщинам. Причем самое печальное то, что Толстой выставляет это в праведном свете: мол, такой вот я патриархальный зануда, но такова жизнь, и судьба женская определена».
«Как бы это неправильно ни было, но я бы исключила Достоевского. Я считаю, что его произведения слишком тяжелые. Человек должен сам дойти до него».
Ну вообще ересь! Как это — самому дойти? Человек ни до чего не должен доходить сам! Нужно думать только то, что рекомендуется. Поэтому не выделывайся и пиши сочинение, а я проверю, наколько ты правильно поняла то, что нам хотел сказать автор.
«Следовало бы исключить Пушкина — и исключительно из уважения к его творческому наследию, поскольку многолетнее бездумное вдалбливание и механическое заучивание ведет только к одному: его никто никогда не читает и не понимает, а единственное чувство, которое он вызывает, — это раздражение, «патамушта многабукоф».
Да, некоторые люди уже в малом возрасте умудряются понять суть нашей, назовем это так, системы образования. Равно как и:
«Гоголя. Слишком специфичная подача. Учителя, покорные планам и стандартам обучения, — смерть для Гоголя. А он не для того помер, чтоб каждый раз повторяться»
И вот еще пара реплик за исключение из программы отнюдь не из-за неприязни к автору:
«Хочу, чтобы исключили Булгакова, потому что он слишком гениален для того, чтобы его читали все подряд глупые школьники».
И совсем очаровательное:
«Я бы исключила Михаила Юрьевича Лермонтова. Потому что его никто не должен любить, кроме меня, он мой».
А вот моя учительница совершенно не изменила моего отношения к классикам. Она конечно втюхивала много философии ,да и произношение некоторых слов (она любила почитать понравившееся классу) было неправильное, но книжки же от этого хуже не стали?
КАк вам кажется?
)))) Какая прелесть! Совершенно, абсолютно согласна со всеми детьми, и вами, Александр.
Но не могу согласиться с выводами - типа, не читать. )
По ссылке - пассаж об Ахматовой прелестен (простите, любители Цветаевой) а рефрен о Толстом - нет писателя, нет проблемы - не нов, и как-то сам по себе скудоумен. ))) _________________ "Час от часу не легче!" - вздохнула Роза и сошла с весов.
Да, есть у меня этот номер БГ. В общем-то согласна.
"Война и мир" отбили охоту читать Толстого на долгие-долгие годы. Да и сам этот роман прошел мимо моего сознания. Не помню из сюжет НИЧЕГО.
Потом уже только в институте прочитала "Детство. Отрочество. Юность". Больше из Толстого не читала ничего, к своему стыду. Боюсь его. "Спасибо" школьной программе (хотя учительница литературы у нас была от Бога).
Пушкин, после празднования его 200-летия, вызывает одну только нервную дрожь.
А вот Достоевского полюбила как раз в школе. _________________ Неужели вы не слышите плесень в голосах?
Неужели не видите, как все идет наx? (БГ, "Баста Раста")
Мне лично кажется, что «исторический» принцип изучения литературы ущербен в принципе. Неправильно, что античность и «Слово о полку Игореве» изучают раньше Пушкина и что Толстого изучают раньше Чехова.
Это все наследие совка, где литература есть прислуга социально-экономических обстоятельств.
А это же художественная литература, и в ней главное — язык. Не то, что «хотел сказать нам автор», не «отображение своей эпохи», не «моральные идеалы», а только язык. Если при чтении книги не хочется смаковать и пережевывать каждое предложение, то эта книга ничем не лучше статей в желтой прессе или творений Дарьи Донцовой.
Потому и не люблю Толстого и Достоевского. Потому и люблю рассказы (не пьесы!) Чехова. Потому и люблю Оскара Уайльда. Я считаю, что его преамбула к «Портрету Дориана Грея» должна быть распечатана на большом плакате и повешена в каждом классе, где преподается литература. _________________ Мои соседи слушают классную музыку, и мне похрен, что они по этому поводу думают
Я дико извиняюсь, не совсем в тему, точнее в тему, наверное :)
Вчера мы с детьми показывали спектакль под классические произведения. Использовались только шлягеры, типа Вивальди "Времена года", Чайковский "Умирающий лебедь" :) Григ "Утро" и т.д. И у меня была вставка в сценарии, где я спрашивала родителей, произведения каких композиторов прозвучали. Шок. Назвали только марш Мендельсона и кто-то жалобно выдавил "Вивальди".
А Моцарта, Грига, Сен-Санса ("Лебедь"), Бетховена, Римского-Корсакова ("полет Шмеля") никто не назвал :(
Я это к чему. Пусть лучше изучают в школе классиков, иначе вообще их знать не будут.
Лично я бы ввела в программу для 15-16 лет Диккенса, но не "Оливера Твиста", а другие произведения "Наш общий друг", "Лавка древностей", Сэлинджера "Над пропастью во ржи" (я его в данном возрасте раз 5 читала), и Джером-Джерома. _________________ Залипает клавиша "пробел", приношу извинения.
Спасибо за тему, Саша!
И еще одно спасибо - за то, что дал свой вариант альтернативы.
Вот я как раз думал, что мне не хватает мнения тех же самых людей в опросе на предмет замены. Выкинуть Толстого, но вместо него поставить кого?
Тогда портрет был бы полным, а так не очень.
Мне сложно на предмет выкидывания говорить - мне повезло с учителями литературы.
Это как с музыкой - лучше вообще не учиться в плохой музыкальной школе, чем навсегда заработать аллергию на слово "классика".
Мне лично кажется, что «исторический» принцип изучения литературы ущербен в принципе. Неправильно, что античность и «Слово о полку Игореве» изучают раньше Пушкина и что Толстого изучают раньше Чехова.
Мне не мешало читать то, что нравится. А иногда по программе попадались изумительные вещи: приключенческий роман про революцию во Франции, например. (Автора не помню, но прочла запоем)
Потому и не люблю Толстого и Достоевского. Потому и люблю рассказы (не пьесы!) Чехова. Потому и люблю Оскара Уайльда. Я считаю, что его преамбула к «Портрету Дориана Грея» должна быть распечатана на большом плакате и повешена в каждом классе, где преподается литература.
Кстати, все зависит от учителя. У нас была один год шедовральная учительница, до сих пор ее вспоминаю. Из богемы литературной. Вот он круто нам читала, такие факты приводил, мы делали литературные вечера с чтением стихов поэтов серебряного века. Пушкина, благодаря ей до сих пор читаю с наслаждением :)
Я вот вспоминаю себя в старших классах. Зачитывалась Тургеневым ("Дворянское гнездо" до дыр :) Чехов рассказы - до дыр до сих пор :) А вот Маяковского только сейчас могу воспринимать. Цветаевой знала в 17 лет стихов 10-15 наизусть. И Ахматову могу что-то прочитать наизусть до сих пор. _________________ Залипает клавиша "пробел", приношу извинения.
Я уже сказал.
Вместо него — Оскара Уайльда. Никто лучше Уайльда не понимал искусство в целом и литературу в частности. _________________ Мои соседи слушают классную музыку, и мне похрен, что они по этому поводу думают
Не знаю...
Мне было бы жаль если бы их совсем убрали, а вот если бы как нибудь излагали в другом формате или кратким курсом, то наверное было бы лучше. Во-первых, у так называемых классиков просто потрясающие сюжеты, во-вторых некоторые так умеют обосновать свою позицию, что детям стоило бы у них поучиться передавать свои мысли, а в-третьих, если всех убрать, то кого же читать в школе? на одном Уайльде далеко не уедешь...
Я честно признаюсь, никогда не читала в школе то, что надо было по программе. В классе 6, когда все мучилась над "Дубровским", я ногти грызла по Сабатини... (самый возраст читать про пиратов) и страданиям русского дворянина я посвятила только один вечер перед сочинением. (то есть села, прочитала по диагонали, сделала вывод, что эта Маша Троекурова была дурехой и легла спать) И так почти со всем, что надо было читать в школе. Лирику Лермонтова ненавидела, вздохи Тургенева не могла оценить, а несчастного Тараса, вынужденного убить собственного сына за то, что тот влюбился не правильно, (то есть не в подходящую девку) я вообще не могла осилить... так он меня раздражал - до слез можно сказать.)
Псарню Троекуровского барина я смогла оценить только в классе 10 и то летом у бабушки, по совершенно счастливому совпадению... Заболела и вынуждена была лежать в постели двое суток, и так как скука была жуткая. то я от нечего делать взялась за книги из дедушкиного стеллажа... Помню мое шоковое открытие - оказывается школьная литература может быть интересной! ...
Так что - не знаю... Может все таки стоит доносить краткое содержание до детей... пусть хотя бы знают, кто и что писал... Может на досуге и прочтут что нибудь.... _________________ Amor wincit omnia
Мне кажется, нет ничего более далекого от литературы, чем краткие пересказы сюжетов. Впрочем, американцы давно ввели это в обиход, я помню, что в свое время это вещи пытались у нас пиарить. К счастью, пока это дело не прошло.
А по пению - просто напеть детям Шаляпина :0
Шобы в курсе были, кто такой и чем прославился. _________________ "Партия рабочих, крестьян и бизнесменов"
(с) Жэньминь жибао
А по пению - просто напеть детям Шаляпина :0
Шобы в курсе были, кто такой и чем прославился.
Я за, лично. Из огромного количества уроков по пению я не помню НИ ОДНОГО. Тоже самое с литературой. Литература, наверное, как и религия дело глубоко интимное для каждого человека и принуждать изучать то, чточеловек не хочет эо все равно, что заставлять вступить в связь с человеком который глубоко тебе противен, если это в первый раз, то ничего кроме застывшего отвращения на всю жизнь не останется.
Есть склоности у ребёнка к литературе ну нехай изучает, нету так зачем его загружать мозги тем, что ему и неинтересно и в 99% в последствии и не пригодится.Пусть лупасит материал к которому у него явно выражена склоность. _________________ Кто православный - помолитесь об упокоении рабы Божией Марины. Спасибо.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах