Главная
Молодежный форум
Православные знакомства
Поиск друзей по интересам
Молодежный чат
Клуб 'Чайка'
Содружество 'Фавор'
Молодежные организации
Интерактивное обучение


Молодежный форум

"Чайка" — первый православный молодежный форум Рунета


 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    Правила форумаПравила форума  РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Классификация православных верующих по заблуждениям

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Православная жизнь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Elisa


   

Зарегистрирован: 15.03.2006
Сообщения: 2318
Откуда (город): Чернигов

СообщениеДобавлено: Сб 30 Июн, 2018 17:18    Заголовок сообщения: Классификация православных верующих по заблуждениям Ответить с цитатой

Православная вера – не просто очень глубокая религия, пережившая на земле столетия. Она – вечное спасение, оставленное нам Самим Христом.
И все же столетия не могли не потрепать истинную веру расколами, ересями и просто заблуждениями. Из Евангелия и церковного предания мы знаем: нельзя спасаться «как-нибудь». Воплощать в жизнь свое вечное спасение нужно правильно.
К сожалению, в наше время православие сильно разбавлено другими религиозными течениями: как еретическими христианскими, так и не христианскими вовсе. Разбавлено – и хорошо замаскировано под православие. Религия, созданная максимально удобной для самых разных людей и народов, не столь уж защищена от заразы неправославного мышления. Самый надежный, проверенный веками способ охранения истинной веры – отсечение «зараженных» ее частей. Однако в наше время не отлучают от церкви отдельных людей, страдающих заблуждениями. Нашу церковь наполняют в буквальном смысле этого слова православные иноверцы.
Однако большинство заблуждений настолько типичны, что практически одинаковы у большого количества людей. Это позволяет систематизировать их, чтобы лучше проанализировать и разобраться, в чем основные ошибки верующих людей.
Итак, вот результат проделанной мной работы по классификации заблуждений среди православных.

Православные католики.

В чем основаня ересь католицизма? В возвеличинии папы (недаром второе название этого раскола – папизм). Папа безгрешный, папа единственный главный сановник в церкви, папа едва ли не выше Самого Христа.
В среде современных православных, увы, немало людей, склонных к преклонению перед духовным лицом. В первую очередь, конечно, перед патриархом, чьи проповеди слушаются охотнее любой проповеди рядового священника из любого среднестатистического храма. Его слова усваиваются на лету, его мнение ценится дороже чьих-либо других слов.
Впрочем, батюшки зачастую тоже имеют такой авторитет у прихожан, что ой-ой. «Батюшка сказал!» - и хоть в камень разбейся, а все есть и должно быть так, как батюшка сказал. Еще лет десять назад был распространен хотя бы ограниченный вариант иерейской непреложности: «Батюшка благословил». Если батюшка благословил, то хоть тресни – и пусть кто угодно другой треснет – но благословение надо выполнить. Сейчас это отношение скатилось и до более широкого «батюшка сказал». Мысль о том, что батюшка сказал, но ошибся, почему-то людям в голову не приходит. Вот и имеем кучу непонятных послаблений устава, типа «Такой-то батюшка по телевизору сказал, что причащаться можно без исповеди»… И понеслось. Мы хотим причащаться без исповеди, ведь батюшка по ящику сказал, что можно.
И так во многих вопросах.
К сожалению, распознать такое заблуждение в среде православных достаточно сложно, особенно самим заблуждающимся. В чем, мол, тут ересь? Ведь духовенство говорит и о Христе, и о морали – все же вроде правильно, как и должно быть.
Но – именно что вроде. Один момент, незаметный, но ключевой все проясняет. Далеко не всегда то, что говорит духовенство о Христе, соответствует Евангелию и евангельскому учению. Никто же услышанные сведения с Писанием и Преданием Святых Отцов не проверяет… Да что там Святых Отцов – современные батюшки более авторитетны. Они более понятно рассказывают и пишут, их легче слушать, да и книги их стоят дешевле, чем творения Святых Отцов.

Православные протестанты

Чем протестанты отличаются от православных? Во-первых, они отрицают таинства и обрядовость, оставляя для просвещения только Священное Писание, а к исполнению лишь нравственные заповеди. Во-вторых, главнейшей обязанностью своей церкви считают проповедь.
Да, современные православные верующие тоже во множестве выступают против тех или иных обрядов.
За примером далеко ходить не надо. Подруга нашей семьи, часто приходящая к нам в гости, активно выступает против освящения еды на праздники. «Это давно превратилось в выкачку денег из захожан; ничего духовно полезного никому эти освящения не дают», - говорит она.
В чем-то она права. То, что неверующие видят нечто магически особое в еде, на которую брызнули святой водой, действительно так и есть. Правда и то, что никто не берется этим людям объяснить: это просто благословение, никаких особых свойств освященная еда не приобретает. Кстати, даже многие верующие боятся потом выбросить скорлупу освященных яиц, приравнивая освященное яйцо к святыне вроде просфоры. Да, все это так.
Однако был у меня в жизни такой период духовной слабости, когда вроде и хотелось мне ходить в церковь, но было это тяжело, нетерпеливо, спешно и суетно. Разве так ходят в церковь? В этот период моим любимым праздником стало Преображение. Я приходила под храм; не стоя на службе, дожидалась освящения фруктов; наслаждалась летним солнцем и зеленью, смотрела на играющих детей… И мне становилось так хорошо на душе, приходил покой, возвращался в смятенное сердце мир. Благодаря освящению фруктов я получала то, чего долгое время не могла получить в храме – благодать. Пусть не в полной мере, но лучше же, чем не получать ее вовсе.
И вместе с тем я слышу, что этот обряд надо отменить. Чем бы я спасалась, если б его отменили? Вообще все, что существует в церкви, существует в ней не просто так; если обряды установлены, значит, кому-то они бывают полезны, а что вы этого не видите, так это всего лишь ваша естественная человеческая ограниченность; и никто из верующих, даже самых образованных и мудрых, не имеет права что-либо в церкви менять.
Что же касается миссионерства, то мы видим, как православная церковь отдает приоритет именно привлечению к спасению, но при этом уже не прилагает усилий собственно для спасения своих чад. Ты, главное, приди в церковь. А потом спасайся, как хочешь и как сам знаешь.
Вот мы и имеем церковь, где никто ни о ком не заботится. Духовника (не обязательно хорошего, а даже просто духовника) не сыщешь днем с огнем. Прихожане массово предаются глупостям, никак их не спасающим – потому что этих людей некому вразумить, пастыри, оставив свою попечительскую обязанность, заняты завлекательством. Именно благодаря протестантскому принципу миссионерства в современной православной церкви очень благодатная почва для всех заблуждений, о которых я веду речь.

Православные язычники

Славяне до принятия христианства были язычниками, это всем известно. Кое-что из языческих убеждений, наверно, осталось в нашей крови, и проявляется, когда уже современный человек принимает христианскую веру, не особо вникая в ее суть.
Самая главная черта у язычников – это как раз обрядность. Православные язычники очень большое значение придают именно обрядам: зажиганию свечей, целованию икон, священническому благословению… Таинства выше и значимее обрядов, но в сознании язычников они часто уравниваются.
Православный язычник может быть усердным молитвенником и строгим постником. Однако он совершает ключевую ошибку: он думает, что четким выполнением церковных обрядов умилостивит Бога, и Тот дарует ему вечное спасение. При этом человек упускает из виду главное: Бог милует не за внешние наши заслуги, а за внутреннее состояние души. Язычник не работает над собой, не усердствует в исполнении заповедей, как, согласно христианству, этого хочет Бог. Иными словами, язычник хочет спастись внешними делами, но не стремится сам быть прежде всего достойным Божьей милости.
Более молодая языческая черта у православных – гуманное отношение к животным. Зачастую – полный отказ от мяса вместо временного поста. Объясняются такие отказы тем, что, мол, животные – это Божьи творения, следовательно, есть и вообще убивать их нельзя.
В этом есть отголосок языческого идолопоклонства, когда некоторые животные посвящались определенным богам и были священными, а это само по себе предполагало неприкосновенность. У православных язычников все животные сразу посвящены Богу и потому священны и неприкосновенны.
Очевидно, эти православные не читали Ветхий Завет.
Вот книга Бытие, глава 9, стихи 1-4:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте».
Это было, если кто не знает, когда завершился потоп, и Ной с сыновьями вышли из ковчега. Как может видеть любой верующий православный христианин, Бог сам заповедал людям иметь власть над животными и употреблять их в пищу.
Мне могут возразить: Сам Христос мяса не ел. Да, не ел, но апостолам не запрещал. Мясо запрещено есть монахам, поскольку монашество – наиглубочайший путь уподобления Богу. Остальным же людям употреблять мясо в пищу позволено Самим Богом.
Впрочем, гуманное отношение к животным – не только языческое заблуждение. Об этом – ниже.

Православные буддисты

Думаю, этот пункт уже сам по себе должен вызвать удивление. Откуда у нас, на славянских землях, вообще буддисты? Если они и есть, то совсем немного. Как же в православной церкви могли возникнуть какие-то буддистские заблуждения?
Самой религии буддизм в чистом виде у нас действительно нет. Но смеси буддизма с христианством – хватает. А залезла она к нам с Запада, где это смешение произошло гораздо раньше. Больше всего восточного мировоззрения оказалось в голливудских сериалах, и общество впитало его, даже не заметив. Таким образом, речь идет скорее о наличии буддистского мировоззрения у людей, чем о вероисповедании.
Буддистское понятие реинкарнации практически не прижилось в христианском сознании, так как очень крепким оказался догмат об аде и рае и посмертной – окончательной – участи человека в вечной жизни.
Нирвана в буддизме – это некое небытие, несуществование; достичь нирваны значит оказаться в таком состоянии, когда не осознаешь себя существующим. Отсюда, наверно, и практика тибетских монахов «каменеть» - наглядно изображать не-жизнь в себе. На духовном уровне достичь нирваны значит не испытывать вообще никаких эмоций и чувств. Однако, смешавшись с христианством, нирвана стала пониматься, как некое блаженство – возможно, блаженство как раз от отсутствия эмоций.
Понятие кармы в христианстве переплелось с понятием греха и стало пониматься людьми (не без помощи сетевых форумов, кстати) как репутация. То есть, не грешить – значит, не делать такого, что снизит твою репутацию. У кого? Может, у Бога, но чаще – у общества.
В восточных религиях отказ от убийства животных основан на вере в реинкарнацию. Если в теле животного человеческая душа, это равносильно тому, что убить человека. Таким образом, в духовном плане человек и животные у буддистов равны.
В христианстве не так. Бог создал человека и поставил его над всей прочей тварью – то есть, человек перед Богом выше любых других живых созданий. Все заповеди регулируют отношения с Богом и ближним – и нет ни одной, которая предполагала бы гуманное отношение к животным. Мы знаем, о чем спросит Бог на Страшном Суде: не о том, кормили ли мы бездомных котят, а о том, накормили ли мы голодного человека. Но у многих православных сейчас есть понимание, что раз животные тоже Божьи творения, то они будто бы равны с людьми, и будто бы убийство животного – такой же грех, как убийство человека. На самом деле это не так.
Есть у православных еще одно, совсем уж редкое заблуждение восточного происхождения – принцип равновесия. По восточному мировоззрению в мире должна быть гармония, уравновешенное состояние между добром и злом; если что-то преобладает, пусть даже добро, то это как бы некое отклонение. Среди некоторых верующих тоже есть такое представление, будто мир держится на равновесии добра и зла, то есть, на противостоянии Бога и дьявола; если не станет одного из них, не станет и второго, и они друг без друга не могут существовать. Однако истинно православные люди ожидают в будущем веке Царствия Небесного, где после окончательной победы над дьяволом уже не будет никаких злых сил. Святые Отцы полагают, что грех – это просто некий изъян на картине мира; если изъян устранить, картина не только не перестанет существовать, но станет абсолютно идеальной, благообразной.

Православные сатанисты

Да-да, есть и такие. Если человек более интересуется антихристом, чем Христом, а о заповедях не думает вообще, то как язык повернется назвать его христианином?
Эти люди в предвкушении конца света. Они ловят каждое пророчество об антихристе (даже самое сомнительное), упиваются чувством торжества и справедливости от грядущих вселенских бедствий (вместо того, чтобы вразумляться ими и скорбеть о своих грехах), борются с масонскими кознями вроде кодов, инн-ов и кошерной еды в супермаркетах. Да, при всем этом они ходят в церковь, исповедуются (не очень понятно, в чем) и причащаются (по моим наблюдениям – даже чаще прочих категорий православных).
Однако в общении с другими людьми они бывают возбуждены, агрессивны, пытаются во что бы то ни стало навязать свои взгляды немощным прихожанам, называя это термином «донести и просветить». Группируются вокруг таких же батюшек (иногда и владык); открыто и жестко критикуют несогласное с ними духовенство (а чего ж еще ожидать от поклонников антихриста? чтобы они православных священников хвалили?)
Да и начинается такая «вера» чаще всего не с поисков Бога, а с увлечения фантастикой. Первая книга, с которой знакомятся православные сатанисты – это не Ветхий Завет и не Евангелие с апостольскими посланиями, а Апокалипсис.
К счастью, как любое увлечение, это тоже у многих проходит весьма быстро. Одни вразумляются, начиная видеть даже в Апокалипсисе не только страшные катаклизмы, но и Бога, могущего как попустить описанные бедствия, так и избавить от них. Другие могут увлечься любым другим из перечисленных заблуждений, оставив борьбу с масонами и переключившись, например, на новаторские идеи по упразднению церковных обрядов. Многие не выдерживают и вообще отходят от церкви – слишком уж много в ней Христа, сатанистам это невыносимо.
К несчастью, застрявшие в православном сатанизме ведут себя весьма громко, если не сказать громогласно. Их слышно. Они так активно предупреждают население о подготовке сил тьмы к приходу антихриста, что это заметно даже далеким от религии людям. Эти борцы набирают в лавы своих армий духовно неокрепших неофитов, которые способны увлечься эсхатологией; но я не сомневаюсь, что, к примеру, у одного такого батюшки-проповедника редко какое «духовное чадо» задержалось в пастве более чем на несколько лет.

Ну а что же православные православные? Существуют ли они вообще?
Да, несомненно, существуют. Только их трудно найти и практически невозможно назвать хотя бы приблизительное их количество в обществе – они невидимки. Ведь это те люди, которые работают над своей душой, а не над внешними проявлениями религиозности. Это внутренняя работа, и, конечно, со стороны ее никак не видно.
Вот типичная ситуация: скандал в общественном транспорте. Кто-то на кого-то орет, а тот человек, помня заповедь Христа о любви к ближнему, сдерживается, молчит в ответ. И никто не знает, какая причина; скорее, подумают, что этот человек просто невозмутим – хотя это молчание ради Христа ему может даваться очень тяжело.
Более того, человек, сосредоточенный на этой работе, не просто меньше сил уделяет внешнему, но часто на это внешнее сил уже не хватает. Ведь выполнять Божьи заповеди невероятно трудно: человек слаб, а враг не дремлет. Вот и приходится беречь последние душевные ресурсы на то, чтобы смолчать в ответ на хамство в автобусе.
Еще более удивительно то, что истинно православные верующие могут выглядеть отошедшими от веры и церкви. Им уже трудно соблюдать пост – и все видят, как «бывшие» ревнители православия понемногу едят в пост скоромное. Им уже трудно рано утром встать в церковь – и все видят, как усердный некогда прихожанин появляется на литургии раз в полгода. И тем не менее, они не перестали стремиться к Богу. Да, им не менее трудно выполнять заповеди, но они еще стараются из последних сил – и вот этого не видит никто, кроме Бога. Наверно, в том числе и на такие случаи нам дана заповедь не осуждать…
Так что по-настоящему православные люди у нас есть, а если бы их не было, миру давно наступил бы конец.
_________________
Нет, нет, вы меня неправильно поняли! У меня вовсе не было пены у рта, когда я писала это сообщение. :)))

https://vk.com/girlgenie
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Добрыня


   

Зарегистрирован: 09.01.2006
Сообщения: 592
Откуда (город): Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср 04 Июл, 2018 0:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А можно еще о православных иудеях?
О православных зоорайстрийцах, о православных кришнаитах, о православных мусульманах? О православных сикхах, о православных бахаи, православных друзах, православных ламаистов и православных шаманов?
_________________
Даешь больше блоггеров-иеромонахов!!!
http://www.youtube.com/user/oMitrofanov
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
костя_73


   

Зарегистрирован: 06.06.2009
Сообщения: 4768
Откуда (город): Тамбов и Рассказово

СообщениеДобавлено: Ср 04 Июл, 2018 20:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я так понял, чтобы стать истинным православным, надо закончить академическую школу. Ну это где учились епископы и богословы наши.
Потому что выше уж некуда по учебе.

Не даром же фарисей Савл обошел прочих Апостолов, тех, что с Иисусом 3.5 года ходили и от Него учились.

По сему и мы академическую закончим и станем истинными, а те неграмотные, которые кто в лес кто по дрова, те спасуться ли?

Эхх, рыбаки рыбаки, стали ли вы теми ловцами человеков, о которых так говорил Иисус.

Истина в простоте, дорогие мои, а когда начинаются многоэтажные знания, тут и разделения, и войны, и убийства соответственно.
Я уж молчу про пидерастию, пусть Андрейка Кураев говорит, благо Патриарх его приглушил, чтоб не разносил заразу Хамова греха.

Что нам ждать теперь, дьявола конечно, Апокалипсис так ведь говорит, да и Сергей Нилус "Близ при дверях", все сходится, последние времена.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Elisa


   

Зарегистрирован: 15.03.2006
Сообщения: 2318
Откуда (город): Чернигов

СообщениеДобавлено: Пт 20 Июл, 2018 20:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрыня писал(а):
А можно еще о православных иудеях?
О православных зоорайстрийцах, о православных кришнаитах, о православных мусульманах? О православных сикхах, о православных бахаи, православных друзах, православных ламаистов и православных шаманов?


Когда я начну наблюдать массовое влияние всех перечисленных религиозных течений на православных верующих, тогда напишу и о них.
Впрочем, мусульманские черты у православных уже просматриваются. У вас в России есть нехорошая тенденция внедрять православие огнем и мечом. Из примеров могу вспомнить разгром выставки Цорионовым (кстати, его наказали?)
У нас, в Украине, такое пока невозможно, ведь нашей нынешней власти только дай повод запретить московский патриархат.
_________________
Нет, нет, вы меня неправильно поняли! У меня вовсе не было пены у рта, когда я писала это сообщение. :)))

https://vk.com/girlgenie
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Elisa


   

Зарегистрирован: 15.03.2006
Сообщения: 2318
Откуда (город): Чернигов

СообщениеДобавлено: Пт 20 Июл, 2018 20:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

костя_73 писал(а):
Я так понял, чтобы стать истинным православным, надо закончить академическую школу. Ну это где учились епископы и богословы наши.
Потому что выше уж некуда по учебе.

Не даром же фарисей Савл обошел прочих Апостолов, тех, что с Иисусом 3.5 года ходили и от Него учились.

По сему и мы академическую закончим и станем истинными, а те неграмотные, которые кто в лес кто по дрова, те спасуться ли?

Эхх, рыбаки рыбаки, стали ли вы теми ловцами человеков, о которых так говорил Иисус.

Истина в простоте, дорогие мои, а когда начинаются многоэтажные знания, тут и разделения, и войны, и убийства соответственно.
Я уж молчу про пидерастию, пусть Андрейка Кураев говорит, благо Патриарх его приглушил, чтоб не разносил заразу Хамова греха.

Что нам ждать теперь, дьявола конечно, Апокалипсис так ведь говорит, да и Сергей Нилус "Близ при дверях", все сходится, последние времена.


Как-то очень сумбурно, я не поняла, где и в чем ответы на мою тему...
_________________
Нет, нет, вы меня неправильно поняли! У меня вовсе не было пены у рта, когда я писала это сообщение. :)))

https://vk.com/girlgenie
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zenko


   

Зарегистрирован: 19.10.2012
Сообщения: 51
Откуда (город): Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт 11 Сен, 2018 19:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот еще одна интересная типологическая классификация

------------------------------------

Перейдем к проблеме дальнейшей типологизации личности (на душевном ее уровне). Постоянное преобладание какой-нибудь из сил или частей души приводит к образованию соответствующего типа личности, с определенными психологическими и социальными ее особенностями.

Начнем с личностных типов, связанных с доминированием какой-нибудь из сил души. Гипертрофия памяти приводит к образованию "застревающей" (есть такой психотерапевтический термин) личности. Она живет в прошлом, зациклена на своих проблемах, часто злопамятна по отношению к другим людям, имеет негативный эмоциональный настрой и т. д. Но, с другой стороны, само прошлое невозможно просто зачеркнуть и выбросить, оно является частью каждого человека. Кроме того, актуализация прошлого просто необходима для вспоминания и анализа своих грехов, без чего невозможно и покаяние в их совершении. Поэтому, конечно, возможны и положительные типы личности, основывающиеся на памяти: незлопамятная личность – очистившая раздражительную часть души, справедливая личность – ревнующая за правду через вожделевательно-волевую часть, традиционная личность – осмысляющая отеческие догматы через словесно-разумную часть души.

Гипертрофия воображения приводит к формированию личности фантазера, склонной к мечтательности, утопизму, построению воздушных замков – что единодушно отвергается всеми христианскими подвижниками. Но разумное ограничение воображения, никак не отрицает необходимости соотнесенности человека со своим будущим: без перспективы будущего, без значимых жизненных задач теряется смысл и прошлого, и настоящего. Соотнесение с будущим при ограничении воображения происходит в нескольких типах христианской личности: трезвенной личности – ограничившей воображение через руководство словесно-разумной части души, терпеливой личности – переносящей тяготы и скорби ради будущих благ, целеустремленной личности – ставящей цели и достигающей их волевым усилием.

Вообще, надо сказать, что большинство людей живет или в прошлом, или в будущем. Отсюда так важен принцип актуальности: быть "здесь и теперь" – в настоящем времени. Недаром современная психотерапия взяла этот принцип на свое вооружение и считает его одним из важнейших своих положений. Но здесь не все так просто и однозначно позитивно, даже, скорее, наоборот. Если ориентация на настоящее становится главной личностной чертой человека, то это приводит к образованию прагматического типа личности, который живет сегодняшним днем, по принципу – "после меня хоть потоп". Но ориентация на настоящее может быть и позитивной – у христианских подвижников и аскетов, которые здесь и теперь трудятся во славу Божию, которые через трезвение, внимание и молитву прозревают вечность в миге настоящего времени. При этом преобладание по отношению к настоящему словесно-разумной части души делает личность внимательной, эмоционально-раздражительной части – кроткой и мужественной, вожделевательно-волевой части – воздержанной и нестяжательной.

Исходя из доминирующего развития той, или иной части души также могут образовываться свои общие подтипы личности. Согласно трем основным частям души можно выделить и три типа личности: умовая ("головная") личность, раздражительная (эмоциональная) личность и вожделевательно-волевая личность. Каждая из этих личностей обладает разными психологическими особенностями, в том числе и разными типами психологических защит, которые мы и перечислим в самых общих чертах.

Умовая ("головная") личность часто тяготеет к рационализации, чрезмерной интеллектуализации, построению абстрактных схем. Рационализация, как механизм психологической защиты, есть замещение неприемлемых для морали импульсов влечений на замещающие, которые мораль допускает. При интеллектуализации происходит построение гипотез и теорий, часто очень надуманных, для объяснения и оправдания своих неудач. При схематизме строятся упрощенные, выдуманные модели проблемной ситуации, при этом часто отбрасываются и не учитываются многие важные факторы. Особенно велика рассудочность личности в западной и американской культуре. На шатком рассудочном основании построен западный гуманизм, ибо тот, кого гордо именуют человеком западные гуманисты, имеет, мягко говоря, весьма и весьма отделенное сходство с Богом, на подобие Которому претендует /доп.: Поляков. 1993, с.393/.

В религиозной жизни "головная" личность может прийти к "мнению" (святоотеческий термин для обозначения одного из видов прелести), разномыслию и ереси. Это и не удивительно: ведь, если падший человеческий разум будет претендовать на истинность и всеведение, то ничего хорошего из этого не получится. Но, как сказал один современный православный богослов, входя в церковь нужно снимать шляпу, а не голову, и ум, очищенный светом Христа, найдет свое применение внутри церковной ограды. В частности, важной положительной стороной ума является его склонность к рефлексии, осмыслению, самопознанию, что, безусловно, является необходимым условием духовного развития христианина.

Вожделевательная личность есть заострение проявлений вожделевательно-волевой сферы человека, в которую входят стремления, желания, волевые импульсы, осознанные и неосознанные мотивы. В отрицательном варианте – это карьеристы, функционеры и т. д., которые "горят на работе", как, например, в современном бизнесе. Это – волевые люди, но их воля направлена на достижение узких и корыстных целей. От подобной гипертрофированной и неодухотворенной деятельности один шаг до ее противоположности – бездействия, безволия (абулии). В подобное состояние и впадают отставные функционеры и чиновники, оказавшиеся по разным причинам не у дел.

Но возможно, конечно же, и положительное использование воли: христианские подвижники показывали и показывают настоящие чудеса целеустремленности и самообладания. Но достигается это не через самоволие и своеволие, а через смирение и послушание воле Божьей.

Раздражительно-эмоциональная личность исходит из своих чувствований в широком смысле этого слова: эмоций, чувств, аффектов, переживаний, страстей и т. д. При преобладании негативных чувствований формируется страстная личность, для которой характерны: чрезмерная эмоциональность, импульсивность, иррациональность, суеверность и т. д.

В качестве механизмов психологической защиты у эмоциональной личности наблюдаются:

– оглушение – искусственное понижение уровня значимости проблемы; при этом эмоциональное напряжение часто снимается с помощью алкогольных напитков;

– экранирование – отмежевывание от проблем, нежелание их обдумывать и решать; снятие эмоционального напряжения при этом происходит за счет транквилизаторов и других наркотиков;

– окаменелость есть отсутствие внешнего проявления чувств; но "стальные люди", жестко контролирующие свои чувства и эмоции, тем не менее, ломаются так же, как и все другие люди;

– либо, наоборот, может наблюдаться реактивность – бурная эмоциональная разрядка по любому поводу, а часто, и без повода; это то, что в святоотеческой литературе называют гневливостью.

В положительном варианте, при очищенных страстях, это личность кроткая, незлопамятная и терпеливая.

Очищение и просветление чувствований приводит к появлению позитивной эмоциональности – сердечности, которая проявляется в отзывчивости, сострадательности, и главное, в любви к Богу и к людям, которая должна составлять "основной психический центр жизни христианина" /Чаленко. 1868, № 9, с.1011/. В противовес современному головному рационализму вполне можно утверждать: "морально-психологический тип христианина вполне определенно обнаруживает характерные черты сердечно-волевого типа, в противоположность типу рассудочно-интеллектуальному" /там же, с.1009/. Но речь идет здесь именно о сердечном типе, который неправомерно, как иногда делают, сводить только к эмоциям. Поэтому не только узко, но и неверно утверждение, что "христианское вероучение есть не что иное, как эмоциональное отношение, эмоционально-образное освоение действительности (материальной, социальной и духовной), эмоционально-ценностное осознание мира, социума и судьбы человека" /Тюрин. 1997, с.27/.

В духовно-сердечном, кардиоцентричном типе христианской личности собирается все лучшее в человеке, в ней представлено и очищенное сердце, и просветленный ум, и послушная воля, и покаянная память, и трезвенное внимание, и укрощенное воображение. Данный тип личности не рядополагается с другими типами, он является завершением каждого положительного типа до его полноты, которая является единой для всех отдельных типов. Это – совершенство во всех добродетелях, к которому призывает Иисус Христос: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48).

Наименование данного типа личности кардиоцентричным (с сердцем в центре) имеет глубокие основания. "В сердце отражены своей деятельностью все силы существа человеческого на всех их степенях" /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.304/. В очищенном сердце обитает сам Бог: "Дивно сие, братия мои; весьма досточудно и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – мало для пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его" /христ.: Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.350/. Именно в кардиоцентризме в полной мере реализуется христианская направленность внутрь себя, необходимая для самопознания, очищения от грехов и обращения к Богу.

Что же касается конкретного термина, то впервые в русской литературе термин "кардиоцентрический" был использован в 1883 г. профессором Санкт-Петербургской духовной академии А. Е. Светилиным (1842-1887) для обозначения религиозных направлений, ориентированных на сердце /Светилин. 1997, с.181/.

----------------------------------

Рубрика Личностная типология из Словаря христианской антропологии и психологии
_________________
Кому интересно, моя
ПЕРСОНАЛЬНАЯ страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Elisa


   

Зарегистрирован: 15.03.2006
Сообщения: 2318
Откуда (город): Чернигов

СообщениеДобавлено: Ср 26 Сен, 2018 9:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zenko писал(а):
А вот еще одна интересная типологическая классификация

------------------------------------

Перейдем к проблеме дальнейшей типологизации личности (на душевном ее уровне). Постоянное преобладание какой-нибудь из сил или частей души приводит к образованию соответствующего типа личности, с определенными психологическими и социальными ее особенностями.

Начнем с личностных типов, связанных с доминированием какой-нибудь из сил души. Гипертрофия памяти приводит к образованию "застревающей" (есть такой психотерапевтический термин) личности. Она живет в прошлом, зациклена на своих проблемах, часто злопамятна по отношению к другим людям, имеет негативный эмоциональный настрой и т. д. Но, с другой стороны, само прошлое невозможно просто зачеркнуть и выбросить, оно является частью каждого человека. Кроме того, актуализация прошлого просто необходима для вспоминания и анализа своих грехов, без чего невозможно и покаяние в их совершении. Поэтому, конечно, возможны и положительные типы личности, основывающиеся на памяти: незлопамятная личность – очистившая раздражительную часть души, справедливая личность – ревнующая за правду через вожделевательно-волевую часть, традиционная личность – осмысляющая отеческие догматы через словесно-разумную часть души.

Гипертрофия воображения приводит к формированию личности фантазера, склонной к мечтательности, утопизму, построению воздушных замков – что единодушно отвергается всеми христианскими подвижниками. Но разумное ограничение воображения, никак не отрицает необходимости соотнесенности человека со своим будущим: без перспективы будущего, без значимых жизненных задач теряется смысл и прошлого, и настоящего. Соотнесение с будущим при ограничении воображения происходит в нескольких типах христианской личности: трезвенной личности – ограничившей воображение через руководство словесно-разумной части души, терпеливой личности – переносящей тяготы и скорби ради будущих благ, целеустремленной личности – ставящей цели и достигающей их волевым усилием.

Вообще, надо сказать, что большинство людей живет или в прошлом, или в будущем. Отсюда так важен принцип актуальности: быть "здесь и теперь" – в настоящем времени. Недаром современная психотерапия взяла этот принцип на свое вооружение и считает его одним из важнейших своих положений. Но здесь не все так просто и однозначно позитивно, даже, скорее, наоборот. Если ориентация на настоящее становится главной личностной чертой человека, то это приводит к образованию прагматического типа личности, который живет сегодняшним днем, по принципу – "после меня хоть потоп". Но ориентация на настоящее может быть и позитивной – у христианских подвижников и аскетов, которые здесь и теперь трудятся во славу Божию, которые через трезвение, внимание и молитву прозревают вечность в миге настоящего времени. При этом преобладание по отношению к настоящему словесно-разумной части души делает личность внимательной, эмоционально-раздражительной части – кроткой и мужественной, вожделевательно-волевой части – воздержанной и нестяжательной.

Исходя из доминирующего развития той, или иной части души также могут образовываться свои общие подтипы личности. Согласно трем основным частям души можно выделить и три типа личности: умовая ("головная") личность, раздражительная (эмоциональная) личность и вожделевательно-волевая личность. Каждая из этих личностей обладает разными психологическими особенностями, в том числе и разными типами психологических защит, которые мы и перечислим в самых общих чертах.

Умовая ("головная") личность часто тяготеет к рационализации, чрезмерной интеллектуализации, построению абстрактных схем. Рационализация, как механизм психологической защиты, есть замещение неприемлемых для морали импульсов влечений на замещающие, которые мораль допускает. При интеллектуализации происходит построение гипотез и теорий, часто очень надуманных, для объяснения и оправдания своих неудач. При схематизме строятся упрощенные, выдуманные модели проблемной ситуации, при этом часто отбрасываются и не учитываются многие важные факторы. Особенно велика рассудочность личности в западной и американской культуре. На шатком рассудочном основании построен западный гуманизм, ибо тот, кого гордо именуют человеком западные гуманисты, имеет, мягко говоря, весьма и весьма отделенное сходство с Богом, на подобие Которому претендует /доп.: Поляков. 1993, с.393/.

В религиозной жизни "головная" личность может прийти к "мнению" (святоотеческий термин для обозначения одного из видов прелести), разномыслию и ереси. Это и не удивительно: ведь, если падший человеческий разум будет претендовать на истинность и всеведение, то ничего хорошего из этого не получится. Но, как сказал один современный православный богослов, входя в церковь нужно снимать шляпу, а не голову, и ум, очищенный светом Христа, найдет свое применение внутри церковной ограды. В частности, важной положительной стороной ума является его склонность к рефлексии, осмыслению, самопознанию, что, безусловно, является необходимым условием духовного развития христианина.

Вожделевательная личность есть заострение проявлений вожделевательно-волевой сферы человека, в которую входят стремления, желания, волевые импульсы, осознанные и неосознанные мотивы. В отрицательном варианте – это карьеристы, функционеры и т. д., которые "горят на работе", как, например, в современном бизнесе. Это – волевые люди, но их воля направлена на достижение узких и корыстных целей. От подобной гипертрофированной и неодухотворенной деятельности один шаг до ее противоположности – бездействия, безволия (абулии). В подобное состояние и впадают отставные функционеры и чиновники, оказавшиеся по разным причинам не у дел.

Но возможно, конечно же, и положительное использование воли: христианские подвижники показывали и показывают настоящие чудеса целеустремленности и самообладания. Но достигается это не через самоволие и своеволие, а через смирение и послушание воле Божьей.

Раздражительно-эмоциональная личность исходит из своих чувствований в широком смысле этого слова: эмоций, чувств, аффектов, переживаний, страстей и т. д. При преобладании негативных чувствований формируется страстная личность, для которой характерны: чрезмерная эмоциональность, импульсивность, иррациональность, суеверность и т. д.

В качестве механизмов психологической защиты у эмоциональной личности наблюдаются:

– оглушение – искусственное понижение уровня значимости проблемы; при этом эмоциональное напряжение часто снимается с помощью алкогольных напитков;

– экранирование – отмежевывание от проблем, нежелание их обдумывать и решать; снятие эмоционального напряжения при этом происходит за счет транквилизаторов и других наркотиков;

– окаменелость есть отсутствие внешнего проявления чувств; но "стальные люди", жестко контролирующие свои чувства и эмоции, тем не менее, ломаются так же, как и все другие люди;

– либо, наоборот, может наблюдаться реактивность – бурная эмоциональная разрядка по любому поводу, а часто, и без повода; это то, что в святоотеческой литературе называют гневливостью.

В положительном варианте, при очищенных страстях, это личность кроткая, незлопамятная и терпеливая.

Очищение и просветление чувствований приводит к появлению позитивной эмоциональности – сердечности, которая проявляется в отзывчивости, сострадательности, и главное, в любви к Богу и к людям, которая должна составлять "основной психический центр жизни христианина" /Чаленко. 1868, № 9, с.1011/. В противовес современному головному рационализму вполне можно утверждать: "морально-психологический тип христианина вполне определенно обнаруживает характерные черты сердечно-волевого типа, в противоположность типу рассудочно-интеллектуальному" /там же, с.1009/. Но речь идет здесь именно о сердечном типе, который неправомерно, как иногда делают, сводить только к эмоциям. Поэтому не только узко, но и неверно утверждение, что "христианское вероучение есть не что иное, как эмоциональное отношение, эмоционально-образное освоение действительности (материальной, социальной и духовной), эмоционально-ценностное осознание мира, социума и судьбы человека" /Тюрин. 1997, с.27/.

В духовно-сердечном, кардиоцентричном типе христианской личности собирается все лучшее в человеке, в ней представлено и очищенное сердце, и просветленный ум, и послушная воля, и покаянная память, и трезвенное внимание, и укрощенное воображение. Данный тип личности не рядополагается с другими типами, он является завершением каждого положительного типа до его полноты, которая является единой для всех отдельных типов. Это – совершенство во всех добродетелях, к которому призывает Иисус Христос: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48).

Наименование данного типа личности кардиоцентричным (с сердцем в центре) имеет глубокие основания. "В сердце отражены своей деятельностью все силы существа человеческого на всех их степенях" /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.304/. В очищенном сердце обитает сам Бог: "Дивно сие, братия мои; весьма досточудно и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – мало для пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его" /христ.: Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.350/. Именно в кардиоцентризме в полной мере реализуется христианская направленность внутрь себя, необходимая для самопознания, очищения от грехов и обращения к Богу.

Что же касается конкретного термина, то впервые в русской литературе термин "кардиоцентрический" был использован в 1883 г. профессором Санкт-Петербургской духовной академии А. Е. Светилиным (1842-1887) для обозначения религиозных направлений, ориентированных на сердце /Светилин. 1997, с.181/.

----------------------------------

Рубрика Личностная типология из Словаря христианской антропологии и психологии


Без конкретных жизненных примеров это лишь голая теория; без них трудно и читается, и воспринимается.
_________________
Нет, нет, вы меня неправильно поняли! У меня вовсе не было пены у рта, когда я писала это сообщение. :)))

https://vk.com/girlgenie
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zenko


   

Зарегистрирован: 19.10.2012
Сообщения: 51
Откуда (город): Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср 26 Сен, 2018 12:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Elisa писал(а):

Без конкретных жизненных примеров это лишь голая теория; без них трудно и читается, и воспринимается.


Это материал из изданной книги - академического плана.
И примеров, и практики, конечно же, к этому материалу не помешало бы добавить!
Но вот с "голой теорией" я совсем не согласен: если теория нормальная, то она неразрывна с практикой - с одной стороны вырастает из практики, а с другой стороны, дает в этой практике новые возможности.
Кто-то из известных философов говорил: "Лучшая практика - это хорошая теория".
_________________
Кому интересно, моя
ПЕРСОНАЛЬНАЯ страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Православная жизнь Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Rambler's Top100
Реклама


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group