Главная
Молодежный форум
Православные знакомства
Поиск друзей по интересам
Молодежный чат
Клуб 'Чайка'
Содружество 'Фавор'
Молодежные организации
Интерактивное обучение


Молодежный форум

"Чайка" — первый православный молодежный форум Рунета


 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    Правила форумаПравила форума  РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

А вы креститесь в общественных местах?
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Православная жизнь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
more


   

Зарегистрирован: 16.06.2007
Сообщения: 8051

СообщениеДобавлено: Сб 10 Авг, 2019 23:24    Заголовок сообщения: А вы креститесь в общественных местах? Ответить с цитатой

Навеяло этой статьёй. Я, например, стесняюсь креститься, когда проезжаю в автобусе мимо храма (
О БЛАГОЧЕСТИИ ВНЕШНЕМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…
Игумен Нектарий (Морозов)

Недавно зашел у меня разговор с сотрудниками о темах для следующего номера нашего журнала, и предложена была в числе прочих такая: «Внешние проявления благочестия — подлинного и ложного». Сначала я по инерции было согласился, что да, дескать, стоит лишний раз об этом поговорить. Потом решил все же свериться с автором идеи — а одинаково ли мы понимаем, о чем идет речь. Выяснилось, что думали мы примерно об одном и том же. Например, о храмах, на дверях которых висят объявления: «Женщинам в брюках и без платков вход воспрещен». Или о «шиканье» уже в легенду превратившихся «бабушек» на молоденькую девушку, в чрезмерно короткой юбке зашедшей в церковь. Или о людях, которые так истово крестятся в храме и так низко и сосредоточено кланяются, что и службы самой не слышат, и, упади кто рядом в обморок, не заметят, не говорю уже, не помогут.
И я тоже уже готов был согласиться: с примерами такими сталкиваться, конечно, приходилось, слов нет, и сколько раз! Только вот...

Только вот лично мне кажется, что эта проблема больше в прошлом или постепенно отходит туда. А в настоящем куда актуальней другая. Проявлений благочестия, о которых речь, внешних то есть, стало настолько меньше, что уже об этом впору задуматься, а не о том лишь, подлинные они или ложные. Да и то — кто, кроме Господа, в подлинности и ложности разберется и верно рассудит?

Было время, когда для православной девушки нормой казались юбка до пят и платок, надвинутый на лоб, а для молодого человека — засаленные нечесаные волосы и всклокоченная борода. Время, когда, входя в храм, правилом было трижды в пояс поклониться, а оказавшись среди людей, подкрепляющихся пищей, всем бодро пожелать: «Ангела за трапезой!» и услышать в ответ такое же бодрое и жизнерадостное «Невидимо предстоит!». И после этого придирчиво исследовать упаковку с печеньем на предмет того, есть ли в нем яичный порошок или маргарин или что-то еще, чего нельзя в среду-пятницу-пост и чего не заметил благословивший трапезу священник. Была пора, когда на исповеди человек со слезами каялся в том, что поторопился при чтении правила или по болезни не все свои обычные поклоны положил.

Да, нередко приходилось доказывать, что не столь важна форма, сколь содержание, что случайно съеденный пряник с яичным порошком или пирог с сухим молоком вкупе с ароматизатором, «идентичным натуральному», это не самый ужасный грех, не предательство по отношению к Богу и своей вере, что куда страшней такие гнездящиеся в сердце и то и дело высовывающиеся наружу змеи, как лицемерие, коварство, злоба, зависть... И казалось, что это вправду очень плохо: такое фарисейское «отцеживание комара и проглатывание верблюда». Но вот сегодня... Сегодня комарами уже мало кто занимается, а с верблюдами ситуация тем не менее не исправилась.

Я не спорю: и сейчас можно встретить определенное число людей, для которых буква неизмеримо выше и значимей духа: потому хотя бы, что дух не увидишь и руками не ощупаешь, а буква — такая зримая и читаемая. Иногда это служит свидетельством новоначалия, младенчества в жизни церковной, иногда же, напротив, является признаком укоснения в подобном взгляде на христианство, причем чаще всего уже вполне сознательного. Ведь жизнь по букве куда проще, здесь не требуется «дать кровь», чтобы «принять Дух», а тем паче нет нужды отдавать Богу все свое сердце.

И все же: внешних проявлений благочестия нынче немного, и чем дальше, тем меньше. А между тем, сами по себе они не то, что не плохи, они просто необходимы. Конечно, «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно», как говорит апостол Павел (1Тим.4:8), однако общий принцип христианского подвига таков: вначале деяние, потом вИдение, на первых порах делание более телесное, и затем уже в большей степени душевное. Одно неразрывно связано с другим: где найдешь святого, который никак внешне своего благочестия не проявлял? Если только в лике Христа ради юродивых. Но вряд ли мы к этому лику себя причисляем.

На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев: любовь выше поста! Не можешь молиться внимательно, молись лучше покороче, но собранней. Стесняешься, проходя мимо храма, перекреститься, обратись к Богу мысленно». И — вот удивительно! Похоже, именно эти советы и им подобные оказались в большей мере, чем какие бы то ни было другие, востребованы и исполнены. Впрочем, чего уж удивительного... Куда проще «сотворить послушание», когда тебе говорят: «не понуждай себя, не трудись», нежели в случае, если требуют противоположного.
А между тем свобода — удел совершенных, мы же, немощные и грешные, нуждаемся в законе, в том числе и в «законе внешнего благочестия». С чего прежде начиналось, помимо наставлений о смысле и содержании жизни иноческой, пребывание новоначального послушника в монастыре? С преподания ему целого свода правил внешнего благочиния. У святителя Игнатия (Брянчанинова) — уж насколько он был чужд всякого формализма и фарисейства! — целая глава об этом в «Приношении современному монашеству». Преподобный Паисий Величковский, опытнейший наставник делания не внешнего, а внутреннего, как-то раз увидел идущего по двору не в меру разбитного послушника, размахивающего при ходьбе руками, и тотчас вызвал к себе для разбирательства старца, которому тот был поручен, чтобы сделать ему строгий выговор. И не надо думать, что это лишь к иноческому чину отношение имеет. Не к иноческому чину, а к общему для всех нас новоначалию. Есть «внешнее», наполненное внутренним смыслом, носящее характер сложившейся традиции, и пренебрегать им нельзя, ни к чему хорошему это не приведет.

Суть не в том, что ходить надо по струнке и руки по швам держать, взор обязательно устремлять либо горе, либо, наоборот, долу, подолом юбки пол подметать, на шее четки вместо галстука носить. Это, на самом деле, и не благочестия проявление, а чудачества. Нет. Суть в другом.

Ну, например, тот же пост. Считается сегодня признаком «духовной культуры», «мудрости», «зрелости» разрешать себя от него — не по болезни, а по случаю прихода гостей или в гости, праздника на работе и т.п. Если же кто-то не хочет этого делать, но держится по силе устава, то рискует со стороны своих же собратий — православных — нарваться на критику: «Фарисей!».

И креститься с глубокими поясными поклонами, войдя в храм сегодня как-то не модно — не в интенсивности поклонов ведь благочестие заключается! И на священника, который рискует девушке подсказать (не приказать, нет!), что лучше бы не в джинсах в храм (да и вообще) ходить, а в юбке, все чаще смотрят как на ничего в подлинном христианстве и жизни духовной не понимающего ретрограда.

Зачем так отмахиваться от внешнего, которое не является определяющим само по себе, но формирует, тем не менее, определенное направление нашей жизни, влияет на наш настрой, а самое главное — смиряет? Ведь в борьбе против ложно понимаемого «фарисейства» можно далеко зайти, пытаясь максимально «деформализовать» свою христианскую жизнь.
Вот, скажем, обязательно ли при благословении целовать руку священника? Конечно же, нет. И разумный пастырь никогда не будет с усилием толкать свою десницу к устам испрашивающего благословения человека (мне даже книжка как-то раз попалась по пастырскому этикету, в которой говорилось, в частности, о том, что ни в коем случае так поступать нельзя). Но ведь в этом целовании сколько всего заключено! И благоговение перед священным саном и благодатью Божией, священников совершающей, и почтение перед тем, кого Господь поставил пасти словесное Свое стадо, и смирение опять же, столь требуемое, столь необходимое. Перестань это делать, — и рано или поздно возникнет соблазн похлопать священника по плечу — не просто как равного, а как младшего. И происходит это сплошь да рядом, может, не всегда в буквальном смысле, но происходит.
Та же дилемма — юбка или джинсы, те самые, которые вроде бы не мешают спасению. Или платок… Это вопрос послушания Церкви, простоты детского, не прекословящего мудрования и снова — смирения… Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно — принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться.

И это касается не только мирян, но и нас, священников. Скажем, вопрос о духовном платье и волосах. Можно ли стричься коротко или брить бороду, можно ли ходить в светской одежде? Имеет ли этот вопрос какое-то отношение к нашему внутреннему миру? Известна ведь поговорка: «Борода как у Авраама...» и далее — про хама. А все-таки имеет.

Есть традиционный образ священника, который подчеркивает его определенную инаковость. Инаковость не как то, что сообщает пастырю особое достоинство, важность, а как то, что, с одной стороны, делает его всегда узнаваемым для тех, кто имеет в нем нужду, а с другой, заставляет его самого помнить о том, кто он, не забываться, не «смешиваться» с имеющими все же немного иной закон и правила жизни мирянами. И если священник отступает от этого образа, становится «непохожим» на пастыря внешне, то за редким исключением это бывает обусловлено именно желанием «не бросаться в глаза, быть как все» — с разными целями, редко с богоугодными.

Сюда же отчасти можно отнести и разговоры о нужности-ненужности поста перед Причастием и исповеди перед ним же. Вроде бы «и так, и так на самом деле можно». Можно, только результат разный. Потому что в одном случае Причастию предшествует определенный подвиг — воздержания и самоиспытания, а в другом нет.

Вообще, какую традицию, сложившуюся на протяжении многих поколений жизни церковной, ни возьми, однозначно можно сказать: отход от нее в сторону «большей мягкости», «большей легкости», «большей демократичности» не будет вполне безопасным. Особенно — в наше время, время всеобщей расслабленности, когда мы так легко освобождаемся от того, что кажется нам неудобным, прощаем себе свои недостатки, оправдываем собственные страсти и грехи. Мне кажется, что нам, наоборот, стоило бы сейчас быть к себе потребовательней и построже, пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть. Вреда от этой строгости не будет, только польза…

…Впрочем, ключевое здесь — «строгость к себе», а не к окружающим. В сущности, и отталкивает, и от Церкви отгоняет чья-то жесткость не по отношению к себе, а по отношению к другим, тем, кто к ней не готов и, более того, смысла ее не понимает. Более того, опыт свидетельствует о том, что строгий к себе человек чаще всего милостив и терпелив к окружающим его. Ни от кого ничего не требует, но просто являет собой пример того, как можно и как должно. Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.

Игумен Нектарий (Морозов)

22 февраля 2013 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ДельфинКит


   

Зарегистрирован: 20.09.2007
Сообщения: 14926
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Сб 10 Авг, 2019 23:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лично мне неприятно даже видеть, когда кто-то крестится в общественном месте.
_________________
Неужели вы не слышите плесень в голосах?
Неужели не видите, как все идет наx? (БГ, "Баста Раста")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
more


   

Зарегистрирован: 16.06.2007
Сообщения: 8051

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 0:43    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ДельфинКит


   

Зарегистрирован: 20.09.2007
Сообщения: 14926
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 9:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не знаю. Какой-то агрессией, пропагандой и навязчивостью от этого веет. Всё-таки у нас государство светское, и не хотелось бы насаждения религиозности. И потом, очень часто такие крестящиеся люди верующие только на словах. Показушность и неискренность в их действиях
_________________
Неужели вы не слышите плесень в голосах?
Неужели не видите, как все идет наx? (БГ, "Баста Раста")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Cat


   

Зарегистрирован: 04.09.2003
Сообщения: 8055
Откуда (город): California

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 10:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне не неприятно, но я бы посмотрела как на больную и мысленно пожалела бы. Но это же то, что должно волновать благочестивую женщину )))
_________________
In dust we trust )'(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
vva


   

Зарегистрирован: 17.11.2006
Сообщения: 1322
Откуда (город): псков

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 11:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не судите да не судимы будите.Благочестивых женщин поведение других людей вообще должно крайне мало волновать,если они не делают чего то совсем из ряда вон выходящего.Вот очень многие футболисты и вообще спортсмены перед выходом на поле крестятся(поэтому они богатые и успешные) и никого это не смущает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Элпис


   

Зарегистрирован: 11.05.2008
Сообщения: 6827
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 11:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поддерживаю Лизу. Мне тоже почему-то неприятно.
Это какое-то выставление наружу интимность убеждений и идей.
В общем, неприятно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Элпис


   

Зарегистрирован: 11.05.2008
Сообщения: 6827
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 11:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

vva писал(а):
Не судите да не судимы будите.Благочестивых женщин поведение других людей вообще должно крайне мало волновать,если они не делают чего то совсем из ряда вон выходящего.Вот очень многие футболисты и вообще спортсмены перед выходом на поле крестятся(поэтому они богатые и успешные) и никого это не смущает.

Да?
Вы всех опросили?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vva


   

Зарегистрирован: 17.11.2006
Сообщения: 1322
Откуда (город): псков

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 11:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Элпис писал(а):
vva писал(а):
Не судите да не судимы будите.Благочестивых женщин поведение других людей вообще должно крайне мало волновать,если они не делают чего то совсем из ряда вон выходящего.Вот очень многие футболисты и вообще спортсмены перед выходом на поле крестятся(поэтому они богатые и успешные) и никого это не смущает.

Да?
Вы всех опросили?

Ну есть конечно неравнодушные люди,которых чужое поведение чрезвычайно заботит.Я все таки оптимист,надеюсь что их меньшинство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ДельфинКит


   

Зарегистрирован: 20.09.2007
Сообщения: 14926
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 13:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Думаю, спортсмены крестятся просто в силу традиции и ритуала.
_________________
Неужели вы не слышите плесень в голосах?
Неужели не видите, как все идет наx? (БГ, "Баста Раста")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ольга:-)


   

Зарегистрирован: 18.05.2004
Сообщения: 9846

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 14:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На вопрос, вынесенный в заглавие темы, могу сказать, что осеняю себя крестным знамением в общественных местах по ситуации. Ведь соблазнить можно тогда, когда не перекрестишься, поэтому иногда приходиться принуждать себя и перекреститься лишний раз:) Как-то так. Понимаю спортсменов, для них крестное знамение - это проповедь и миссионерство, а также очередное утверждение в вере.
_________________
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cat


   

Зарегистрирован: 04.09.2003
Сообщения: 8055
Откуда (город): California

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 15:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для спортсменов проповедь??? Это на удачу просто, суеверие одно.
_________________
In dust we trust )'(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ольга:-)


   

Зарегистрирован: 18.05.2004
Сообщения: 9846

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 16:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cat писал(а):
Для спортсменов проповедь??? Это на удачу просто, суеверие одно.

https://spzh.news/ru/news/54929-aleksandr-usik-pobedil-so-slovami-ja-delaju-vse-radi-pravoslavnoj-very
_________________
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Элпис


   

Зарегистрирован: 11.05.2008
Сообщения: 6827
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 18:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То есть не ради семьи, любимых людей, амбиций, устремлений, а только ради Бога?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга:-)


   

Зарегистрирован: 18.05.2004
Сообщения: 9846

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 18:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Элпис писал(а):
То есть не ради семьи, любимых людей, амбиций, устремлений, а только ради Бога?
я не Усик:))
_________________
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Элпис


   

Зарегистрирован: 11.05.2008
Сообщения: 6827
Откуда (город): Москва

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 19:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ольга:-) писал(а):
Элпис писал(а):
То есть не ради семьи, любимых людей, амбиций, устремлений, а только ради Бога?
я не Усик:))

И это прекрасно :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алекsей


   

Зарегистрирован: 08.11.2008
Сообщения: 2066
Откуда (город): С-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 20:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Элпис писал(а):
а только ради Бога?
А разве это плохо, Христа ради?
_________________
А жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть...". (c)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серая мышка


   

Зарегистрирован: 01.11.2007
Сообщения: 8568
Откуда (город): СПб

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 22:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Редко я крестилась в общественных местах. По безалаберности.
Теперь буду чаще.
_________________
Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алекsей


   

Зарегистрирован: 08.11.2008
Сообщения: 2066
Откуда (город): С-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 22:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Серая мышка писал(а):
Редко я крестилась в общественных местах. По безалаберности.
Теперь буду чаще.
Лена это не милосердно, уже трое написали, что им это неприятно, подумайте о ближних, пожалейте окружающих :-)
_________________
А жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть...". (c)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серая мышка


   

Зарегистрирован: 01.11.2007
Сообщения: 8568
Откуда (город): СПб

СообщениеДобавлено: Вс 11 Авг, 2019 23:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уверена, окружающие в состоянии позаботиться о себе сами.
Кому стыдно/ больно/неприятно, пусть не смотрит.
:0)
_________________
Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Молодежный форум -> Православная жизнь Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Rambler's Top100
Реклама


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group